Пояснительная записка Учебный план – это нормативный документ, регламентирующий организацию и содержание образовательного процесса в школе. Учебный план образовательной организации определяет содержание для всех уровней общего образования и выступает в качестве одного из основных механизмов реализации основных образовательных программ ОО. Учебный план: — фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся при 5-ти дневной неделе обучения на уровне основного общего образования; — определяет перечень учебных предметов, курсов, модулей и время, отводимое на их освоение и организацию; — распределяет учебные предметы, курсы, модули, практики и иные виды учебной деятельности по классам и учебным годам; — определяет формы промежуточной аттестации обучающихся. В образовательной организации созданы все необходимые условия для реализации учебного плана в полном объеме. На основании лицензии ОО реализует общеобразовательные программы основного общего образования. Учебный план МАОУ СОШ № 77 для V – IX классов соответствует требованиям федеральной образовательной программы основного общего образования и ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Обучение ведется по пятидневной рабочей неделе с предельно допустимой нагрузкой: 29 недельных часов в 5лассах, 30 недельных часов в 6 классах, 32 недельных часа в 7 классах, 33 недельных часа в 8-9 классах. Продолжительность уроков составляет 40 минут. Продолжительность учебного года – 34 учебные недели, таким образом, количество учебных часов за год составляет: в 5 классах -986, в 6 классах – 1020, в 7 классах – 1088, в 8-9 классах – по 1122, что соответствует действующим санитарным правилам и нормам. Учебный план 5-9 классов, обучающихся по обновленным ФГОС, составлен на основе следующих нормативных документов: • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); • Приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; • Приказа Минпросвещения России от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287»; • Приказа Минпросвещения России от 27.12.2023 № 1028 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования»; • Приказа Минпросвещения России от 22.01.2024 № 31 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»; • Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370, “Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования” (Зарегистрирован 12.07.2023); • Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 01.02.2024 № 62 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования»; • Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»; • Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; • Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 05.12.2022 г. № 1063 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от от 22.03.2021 г. № 115»; • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»; • Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного срока использования исключенных учебников»; • Приказа Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822); • Устава МАОУ СОШ № 77; • Лицензии на осуществление образовательной деятельности; • Свидетельства о государственной аккредитации; • Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ № 77, утвержденной в 2023 году (приказ № 225 от 31.08.2023г.); • изменений (дополнений) к основным образовательным программам основного общего и среднего общего образования, утвержденных в 2024 году (приказ № 214 от 02.09.2024). Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех обучающихся на уровне основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Содержание обязательных учебных предметов учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС ООО направлено на достижение результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: 1) личностных, включающих: осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; 2) метапредметных, включающих: освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории; 3) предметных, включающих: освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов. (Подробно результаты освоения обучающимися ООП ООО изложены в рабочих программах по предметам). Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации. Содержание программы курса «Русская словесность» в 5-9 классах ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка и литературы, обязательного для изучения, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку и литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русской словесности имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса. Преподавание предмета «Обществознание» в 5 классах направлено на формирование у учащихся целостного представления о том, какая проблема является обществоведческой, где она окружает нас в жизни, как необходимо вести себя в разных социальных ситуациях. Изучение пропедевтического курса «Введение в химию» в 7 классах направлено на повышение интереса к познанию законов природы, подготовку обучающихся и создание познавательной мотивации к изучению учебного предмета «Химия». Целью изучения предмета «Основы финансовая грамотность» в 8 классах является формирование финансовой грамотности обучающихся, ключевых компетенций школьников для принятия ими рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами. В целом содержание предметов обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений, направлено на достижение обучающимися планируемых результатов ООП ООО. Обучение на уровне ООО по обязательным учебным предметам ведется по учебникам, входящим в действующий федеральный перечень учебников, а также с использованием электронных образовательных ресурсов, входящих в утвержденный федеральный перечень. Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы образовательной организации. Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки. Внутренняя оценка включает: ▪ стартовую диагностику, ▪ текущую и тематическую оценку, ▪ портфолио, ▪ внутришкольный мониторинг образовательных достижений, ▪ промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. К внешним процедурам относятся: ▪ государственная итоговая аттестация, ▪ независимая оценка качества образования и ▪ мониторинговые исследования различных уровней. В соответствии с ФГОС ООО система оценки образовательной организации реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые представлены в программе формирования универсальных учебных действий обучающихся и отражают совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, а также систему междисциплинарных (межпредметных) понятий. Формирование метапредметных результатов обеспечивается совокупностью всех учебных предметов и внеурочной деятельности. Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование предметных результатов обеспечивается каждым учебным предметом. Для оценки предметных результатов предлагаются следующие критерии: знание и понимание, применение, функциональность. Оценка предметных результатов ведется каждым учителем в ходе процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля, а также администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга. Промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации обучающихся, которая проводится в конце каждой четверти и в конце учебного года по каждому изучаемому предмету. Промежуточная аттестация проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в документе об образовании (дневнике). Формами проведения промежуточной аттестации на уровне основного общего образования являются: - комплексные контрольные работы (метапредметные); - итоговые контрольные работы; - тестирование; - защита итогового индивидуального проекта; - итоговое собеседование. Итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету складывается из результатов внутренней и внешней оценки. К результатам внешней оценки относятся результаты ГИА. К результатам внутренней оценки относятся предметные результаты, зафиксированные в системе накопленной оценки и результаты выполнения итоговой работы по предмету. Итоговая оценка по предмету фиксируется в документе об уровне образования государственного образца — аттестате об основном общем образовании. Итоговой оценке не подлежат ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. УЧЕБНЫЙ ПЛАН основное общее образование 5 - 9 классы (недельный) Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю V VI Классы Обязательная часть Русский язык и литература Иностранные языки Математика и информатика Русский язык Литература Иностранный язык (английский) Математика Алгебра Геометрия Вероятность и статистика Информатика 5 3 3 6 3 3 5 5 VII VIII IX Всего 4 2 3 3 2 3 3 3 3 21 13 15 3 2 1 3 2 1 3 2 1 10 9 6 3 1 1 1 3 Общественно-научные предметы 1 2 1 1 2 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 8 1 1 2 2 2 10 27 29 30 31 32 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 149 Естественно-научные предметы Основы духовнонравственной культуры народов России Искусство Технология Основы безопасности и защиты Родины Физическая культура Итого: История Обществознание География Физика Химия Биология Основы духовнонравственной культуры народов России Музыка Изобразительное искусство Труд (технология) Основы безопасности и защиты Родины Физическая культура Русская словесность Обществознание Введение в химию Основы финансовой грамотности Итого: Максимально допустимая недельная нагрузка Количество недель Максимально допустимая нагрузка (годовая) 2 2 1 1 2 2 1 1 2 1 2 2 2 2 2 1 2 3 2 2 4 3 1 1 1 2 29 34 986 10 4 8 7 4 7 2 1 30 2 32 1 2 33 1 33 34 1020 34 34 34 1088 1122 1122 5 1 1 1 8 157 5338 УЧЕБНЫЙ ПЛАН основное общее образование 5 - 9 классы (годовой) Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю V VI VII VIII IX Всего 136 68 102 68 102 102 714 442 Классы Обязательная часть Русский язык и литература Русский язык Литература 170 102 204 102 Иностранные языки Математика и информатика Общественно-научные предметы Естественно-научные предметы Основы духовнонравственной культуры народов России Искусство Технология Основы безопасности и защиты Родины Физическая культура Итого: Иностранный язык (английский) Математика Алгебра Геометрия Вероятность и статистика Информатика История Обществознание География Физика Химия Биология Основы духовнонравственной культуры народов России Музыка Изобразительное искусство Технология Основы безопасности и защиты Родины Физическая культура 102 102 170 170 68 102 102 102 510 340 306 204 102 102 68 34 102 68 34 102 68 34 34 68 34 68 68 34 68 34 68 68 68 68 34 68 34 68 102 68 68 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 68 68 68 34 34 272 34 34 68 68 68 340 68 68 68 136 102 918 986 1020 1054 1088 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русская словесность Обществознание Введение в химию Основы финансовой грамотности Итого: Годовая нагрузка Количество недель Максимально допустимая нагрузка (годовая) 102 340 136 272 238 136 238 68 68 34 34 34 34 34 34 34 34 34 68 1122 34 34 1122 34 34 68 986 34 986 34 1020 34 1020 68 1088 34 1088 1122 1122 5066 170 34 34 34 272 5338 5338