Пояснительная записка Учебный план – это нормативный документ, регламентирующий организацию и содержание образовательного процесса в школе. Учебный план среднего общего образования является одним из основных механизмов, обеспечивающих достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы данного уровня образования. Учебный план: — фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся при 5-ти дневной неделе обучения на уровне начального, основного и среднего общего образования; — определяет перечень учебных предметов, курсов, модулей и время, отводимое на их освоение и организацию; — распределяет учебные предметы, курсы, модули, практики и иные виды учебной деятельности по классам и учебным годам; — определяет формы промежуточной аттестации обучающихся. На основании лицензии ОО реализует общеобразовательные программы среднего общего образования. Учебный план на уровне среднего общего образования направлен на реализацию следующих целей: - создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ; - обеспечение базового, углубленного или профильного изучения отдельных учебных предметов программы среднего общего образования; - расширение возможностей социализации учащихся; - обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки выпускников гимназии к освоению программ профессионального высшего образования; - удовлетворение социального заказа учащихся и их родителей (законных представителей). Также учебный план отражает многолетние традиции преподавания, сложившиеся в школе в предшествующие годы, социальный образовательный заказ обучающихся и их родителей (законных представителей) и реальные возможности педагогического коллектива. В образовательной организации созданы все необходимые условия для реализации учебного плана в полном объеме. Учебный план 10-11 классов составлен на основе следующих нормативных документов: • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в действующей редакции); • Конвенции о правах ребенка ООН; • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО)» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613, приказов Минпросвещения РФ от 24.09. 2020 № 519); от 11 декабря 2020 г. № 712); • • • • • • • • • • • Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034); Приказа Минпросвещения России от 27.12.2023 № 1028 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228); Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 01.02.2024 № 62 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 05.12.2022 г. № 1063 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 г. № 115»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного срока использования исключенных учебников»; • • • • • • • • • Приказа Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822); Устава МАОУ СОШ № 77; Лицензии на осуществление образовательной деятельности; Свидетельства о государственной аккредитации; Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ СОШ № 77, утвержденной в 2023 году (приказ № 225 от 31.08.2023г.); изменений (дополнений) к основным образовательным программам основного общего и среднего общего образования, утвержденных в 2024 году (приказ № 214 от 02.09.2024). Учебный план школы для 10 - 11 классов ориентирован на 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования. Обучение ведется по 5-дневной рабочей неделе с предельно допустимой нагрузкой: 34 недельных часа в 10-11 классах. Продолжительность уроков составляет 40 минут. Продолжительность учебного года – 34 учебные недели, таким образом, количество учебных часов за два года обучения составляет – 2312 ч., что соответствует действующим санитарным правилам и нормам. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех обучающихся на уровне среднего общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. На уровне среднего общего образования реализуется учебный план универсального профиля обучения, который содержат 13 учебных предметов («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык (английский)», «Математика», «Информатика», «История», «Обществознание», «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Физическая культура», «Основы безопасности и защиты Родины») и предусматривает изучение 2 учебных предметов на углубленном уровне («Литература», «Математика»). Также обязательной частью предусмотрено выполнение обучающимися индивидуальных проектов. Содержание обязательных учебных предметов учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС СОО направлено на достижение результатов освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования: 1) личностным, включающим: осознание обучающимися российской гражданской идентичности; готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; наличие мотивации к обучению и личностному развитию; целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальнокультурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической способности ставить цели и строить жизненные планы; 2) метапредметным, включающим: культуры, освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; 3) предметным, включающим: освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области. (Подробно планируемые результаты освоения обучающимися ООП СОО изложены в рабочих программах по предметам). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественнотворческой, иной). Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, курсов по выбору обучающихся, предлагаемых образовательной организацией. Изучение дополнительных учебных предметов, курсов по выбору обучающихся должно обеспечить: удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; общеобразовательную, общекультурную составляющую при получении среднего общего образования; развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы; развитие навыков самообразования и самопроектирования; углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности; совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся. Так, элективный курс «Мир и человек» в 10 классе позволяет дополнить знания обучающихся по учебному предмету «Обществознание», отработать их практические умения и навыки. Ведение курса «Мировая художественная культура» в 10-11 классах отражает многолетние традиции преподавания, сложившиеся в школе в предшествующие годы, социальный образовательный заказ обучающихся и их родителей (законных представителей) и реальные возможности педагогического коллектива. Цель элективного курса «Разноаспектный анализ текста и создание сочинениярассуждения» для 11 класса – помочь обучающимся максимально подготовиться к выполнению задания С ЕГЭ и написанию итогового сочинения. Курс «решение задач по химии» позволит дополнить знания обучающихся по учебному предмету, отработать практические умения и навыки. Изучение учебных предметов ведется по учебникам, входящим в действующий федеральный перечень учебников, а также с использованием электронных образовательных ресурсов, входящих в утвержденный федеральный перечень. Освоение образовательных программ завершается промежуточной аттестацией обучающихся. Промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации обучающихся на уровне среднего общего образования и проводится в конце каждого полугодия и в конце учебного года по каждому изучаемому предмету. Промежуточная аттестация проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ. Формы промежуточной аттестации: - письменная контрольная работа; - диктант с грамматическим заданием; - изложение с элементами сочинения; - сочинение; - тестирование; - работа с текстом; - комплексные контрольные работы (метапредметные); - защита проекта; - защита реферата; - зачет; - итоговое сочинение (изложение); - сдача нормативов по физической культуре. Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.58) и локальным нормативным актом «Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ СОШ № 77». Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий на уровне не ниже базового, является основанием для перевода в следующий класс и для допуска обучающегося к государственной итоговой аттестации. В соответствии со статьей 59 закона «Об образовании в Российской Федерации» государственная итоговая аттестация является обязательной процедурой, завершающей освоение основной образовательной программы среднего общего образования. Среднее общее образование 10 - 11 классы (универсальный профиль) Предметная область Учебный предмет Уровень изучения предмета Количество часов 10 11 класс класс Обязательная часть Русский язык и литература Иностранные языки Русский язык Б Литература У Иностранный язык (английский) Б 2 5 3 Математика и информатика Алгебра У 4 4 Геометрия У 3 3 Вероятность и статистика У 1 1 Информатика Б 1 1 История Обществознание География Физика Химия Биология Физическая культура Б Б Б Б Б Б Б 2 2 1 2 1 1 2 2 2 1 2 1 1 2 Б 1 1 1 32 2 31 3 Общественно-научные предметы Естественно-научные предметы Физическая культура Основы безопасности и Основы безопасности и защиты Родины защиты Родины 2 5 3 и Индивидуальный проект ИТОГО Часть, формируемая участниками образовательных отношений Мировая художественная культура Мир и человек 1 1 1 Разноаспектный анализ текста и создание сочинениярассуждения Решение задач по химии Учебные недели Максимально допустимая недельная нагрузка в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами Общая допустимая нагрузка (в часах) за 2 года обучения в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами 1 34 34 1 34 34 2312