Организация внеурочной деятельности в МАОУ СОШ № 77 осуществляется на основе следующих нормативных документов: Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); Федерального закона от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (ФГОС СОО) (с изменениями и дополнениями на 2022г.); Приказа Минпросвещения России от 27.12.2023 № 1028 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228); Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 01.02.2024 № 62 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями 2022г.); Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи»; Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Письма Минобрнауки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного стандарта общего образования»; Основной образовательной программы МАОУ СОШ № 77, утвержденной в 2023 году (приказ № 225 от 31.08.2023г.); изменений (дополнений) к основным образовательным программам основного общего и среднего общего образования, утвержденных в 2024 году (приказ № 214 от 02.09.2024); Устава МАОУ СОШ № 77. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС СОО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования. Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Цель организации внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования: создать благоприятные условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе для одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Задачи: создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся; развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей; формирование успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством; формирование адекватной самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния; передача обучающимся навыков социального общения людей, опыта поколений; формирование трудовых и социально-экономических отношений (подготовка личности к трудовой деятельности); воспитание у старшеклассников гражданской идентичности. Для эффективной организации внеурочной деятельности обучающихся в МАОУ СОШ № 77 выбрана оптимизационная модель, суть которой заключается в оптимизации всех внутренних ресурсов образовательной организации и предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники: классные руководители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, зав. библиотекой. Координирующая роль принадлежит классному руководителю, который в соответствии со своими функциональными обязанностями: взаимодействует с педагогическими работниками, с учебновспомогательным персоналом школы; организует в классе образовательный процесс, способствующий развитию личности учащихся; создает для этого благоприятный микроклимат; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. Внеурочная деятельность организуется на основе взаимодействия всех субъектов образовательных отношений через следующие формы: экскурсии, кружки, секции, конференции, исследовательскую деятельность, ученические сообщества (творческие, научные, интеллектуальные, спортивные, краеведческие и т.д.), олимпиады, соревнования, конкурсы, фестивали, мастер-классы, акции и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Внеурочная деятельность организуется также в сотрудничестве с организациями, местным сообществом, социальными партнерами школы, с учреждениями культуры и др. Внеурочная деятельность реализуется по направлениям развития личности: общеинтеллектуальное (научно-познавательное), спортивно-оздоровительное, духовнонравственное (гражданско-патриотическое), социальное (общественно полезное), общекультурное (художественно-эстетическое). Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь обучающимся освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность. Общеинтеллектуальное направление реализуется через такие формы как проектно-исследовательскую деятельность, интеллектуальные игры и конкурсы разных уровней, познавательные беседы, библиотечные уроки, предметные олимпиады, проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны), школьный музей, экскурсии, а также через курсы внеурочной деятельности, поддерживающие учебные предметы. Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщиться к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре. Спортивно–оздоровительное направление реализуется через физкультурные праздники и соревнования, через организацию походов, туристических экскурсий, участие в спортивных мероприятиях разных уровней. Духовно-нравственное направление нацелено на освоение обучающимися духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовку их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике. Духовно-нравственное направление реализуется через работу школьного музея, уроки чтения, кружки; посещение выставок, музеев, кино, фестивалей искусств. Духовно-нравственное направление ориентировано и на патриотическое воспитание обучающихся и реализуется через поисковоисследовательскую работу в архивах (семейных, школьных, встречи с ветеранами, уроки мужества, просмотр фильмов патриотической направленности, творческие конкурсы (песни, рисунка, фотографии и др.), военно – спортивные праздники, волонтѐрскую деятельность. Общекультурная деятельность ориентирует обучающихся на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков. Общекультурное направление реализуется через кружки художественного творчества, кружки технического творчества; посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей в классе, школе, театре; художественные акции школьников в школе и окружающем школу социуме. Социальное направление помогает обучающимся освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству. В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления положена общественно–полезная деятельность: социально-волонтерская деятельность, благоустройство школьной территории, работа по озеленению класса, школы; организация дежурства в классе; участие в школьных акциях, работа органов ученического самоуправления, профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; трудовые десанты, субботники; социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми); коллективное творческое дело; социально образовательные проекты. План внеурочной деятельности включает: – план организации деятельности ученических сообществ (групп старшеклассников), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений, организаций; – план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по предметам программы средней школы); – план воспитательных мероприятий. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за два года обучения на этапе средней школы составляет 680 часов (из расчета 34 учебных недель в году). Величина недельной образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Из них на курсы внеурочной деятельности по выбору учащихся еженедельно расходуется 4-5 часов. Внеурочные занятия проводятся в образовательной организации во второй половине дня, после 40-минутной динамической паузы и обеда обучающихся. Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 40 минут. Занятия по внеурочной деятельности проводят опытные квалифицированные педагоги школы: учителя – предметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос части образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул. План внеурочной деятельности Жизнь ученических сообществ Внеурочная деятельность по предметам школьной программы Воспитательные мероприятия Всего 10-й класс (количество часов) 1-е полугодие 10 60 90 160 2-е полугодие 10 70 90 170 Каникулярное время 10 10 20 ИТОГО 30 190 350 75 160 130 11-й класс (количество часов) 1 полугодие 10 75 2 полугодие 10 Каникулярное время 10 ИТОГО 30 Всего за 2 года 60 80 80 170 10 20 155 165 350 285 355 700 Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей внеурочной деятельности, направлена на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности и таких компетенций, как: – компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством; – социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях человека; – компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности. Организация жизни ученических сообществ происходит: – в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских общественных объединениях, созданных в школе и за ее пределами; – через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; – через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города, в ходе партнерства с общественными организациями и объединениями. Воспитательные мероприятия нацелены на формирование мотивов и ценностей обучающегося в таких сферах, как: – отношение обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя, самоопределению и самосовершенствованию (включает подготовку к непрерывному образованию в рамках осуществления жизненных планов); – отношение обучающихся к России как к Родине (Отечеству) (включает подготовку к патриотическому служению); – отношения обучающихся с окружающими людьми (включает подготовку к общению со сверстниками, старшими и младшими); – отношение обучающихся к семье и родителям (включает подготовку личности к семейной жизни); – отношение обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу (включает подготовку личности к общественной жизни); – отношение обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре (включает формирование у обучающихся научного мировоззрения); – трудовые и социально-экономические отношения (включает подготовку личности к трудовой деятельности). Внеурочная деятельность по предметам школьной программы и воспитательные мероприятия Направление Формы организации внеурочной 10 класс 11 класс внеурочной деятельности Количество Количество деятельности часов в часов в неделю неделю ОбщеинтеллектуКурсы внеурочной деятельности: 4 4 альное - «Основы общей химии»; 1 - "Совершенствуй свой 1 1 английский»; - «Новейшая история России в 1 1 портретах государственных деятелей»; - «Избранные главы общей 1 1 биологии»; - " Глобальный мир 21 века" 1 Спортивнооздоровительное Духовнонравственное Внеклассные мероприятия: Предметные олимпиады НПК Дни науки Библиотечные уроки Фестиваль "Юный академик" Районные и городские интеллектуальные конкурсы Воспитательные мероприятия: День здоровья Кросс "Золотая осень" "Кросс наций" "Лыжня России" Школьный турнир по футболу Турнир по настольному теннису Районная эстафета к Дню Победы Районные и городские профилактические акции Неделя безопасности Воспитательные мероприятия: Работа Музея Истории школы Военно-спортивная эстафета Уроки мужества Акция "Поздравление ветеранов" Митинг к Дню Победы Фестиваль военной песни Месячник Защитника Отечества 1 1 1 1 1 1 Общекультурное Социальное Тематические классные часы Воспитательные мероприятия: «Разговоры о важном» Посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей в классе, школе, театре Художественные акции в школе и социуме Тематические классные часы День Учителя, День Матери и др. праздники «Россия – мои горизонты» Выборы органов ученического самоуправления в классах и школе Акция "Сбережем лес" (сбор макулатуры) Благотворительная акция "Неделя добра" Всего по классам: 2 2 1 1 10 10 Ежедневно проводится от 1 до 2-х занятий в соответствии с расписанием и с учетом общего количества часов недельной нагрузки по внеурочной деятельности. Для обучающихся, посещающих занятия в организациях дополнительного образования вне школы, количество часов внеурочной деятельности сокращается при предоставлении родителями (законными представителями) обучающихся справок указанных организаций. Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности обучающимися класса осуществляется классным руководителем. В каникулярное время (осенние, зимние, весенние каникулы) предусматривается реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся, поддержка инициатив старшеклассников, в том числе выезды на природу, туристические походы, поездки по территории России и за рубеж, организация «зрительского марафона» (коллективное посещение кинопоказов, театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов, посещение выставок, художественных музеев с обязательным коллективным обсуждением). Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится.