РП по воспитанию 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ № 77 направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре рабочей программы воспитания
МАОУ СОШ № 77 в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное
развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах
развития России и мира.
Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных
результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и
обучению; ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное
участие в социально-значимой деятельности.
Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ № 77 включает в себя четыре основных
раздела:
-Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса»;
-Раздел «Цель и задачи воспитания»;
-Раздел «Виды, формы и содержание деятельности» (данный раздел состоит из нескольких
инвариантных, вариативных и собственных модулей, каждый из которых ориентирован на
одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из направлений
воспитательной работы школы);
-Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы».

1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
Муниципальная автономная общеобразовательная школа № 77 имени героя Советского союза
Хомякова Владилена Павловича (директор Ежова Л.В.). Школа располагается в типовом
здании, построенном в 1935 году. До 1946 года в здании размещалась школа ВВС. 13 её
выпускников удостоены звания Героя Советского Союза.
В 1946-1953 г.г. – в здании школы размещалась женская гимназия.
В 1954-1962 г.г. – общеобразовательная школа.
В 1962-1966 г.г. – специализированная школа с углублённым изучением английского языка.
С 1966 г. – общеобразовательная школа.
С 1998 г. Школа носит имя героя Советского Союза, летчика-испытателя Хомякова
Владилена Павловича.
С 1999г.- капитальный ремонт здания школы.
В 2003 году школа вновь открыла свои двери после капитального ремонта. В здании школы
24 учебных кабинета, библиотека, музей, столовая, медицинский кабинет. Школа испытывает
затруднения при организации учебной и внеклассной деятельности из-за отсутствия
спортивного зала, актового зала, мастерских.
С января 2015 года школа сменила организационно-правовую форму с бюджетной на
автономную.
ШколарасположенавжиломрайонеУралмаш,вблизистанцииметро,напресечении
основных
улиц Машиностроителей — Кировоградская. С точки зрения функциональной структуры
микросоциума MAOУ СОШ № 77 расположена удачно: в микрорайоне школы располагается
Российский
Государственный
профессиональный
педагогический
университет,
Екатеринбургский
машиностроительный
колледж,
Екатеринбургский
механикотехнологический колледж, Екатеринбургский промышленно-технологический техникум им.
В.М. Курочкина, МБУ «Форпост». Культурно-рекриационная структура: Концертный зал им.
Лаврова, библиотека им. Горького, детско-юношеский центр «Тинэйджер - шоу», спортивный
клуб «Ринг». Расположение школы позволяет использовать возможности районных и
городских культурно-спортивных учреждений «Созвездие», ДЮЦ «Контакт», стадионов
«Калининец», «Уралмаш». Сотрудничество с центром психологической поддержки
Орджоникидзевского района, МЦ «Диалог» позволяет расширить воспитательные
возможности учреждения, оказывают социально психологическую помощь обучающимся и
их родителям. На протяжении многих лет учащиеся нашей школы посещают абонементные
концерты различной тематики в УЦНИ «Уральский хор», являются участниками новогодних
представлений, посещают концерты и мероприятия, организованные администрацией
района. Учителя и обучающиеся нашей школы широко используют возможности библиотеки
им.Горького. Совместно с работниками библиотеки проводятся тематические классные часы,
подготовка к конкурсам в рамках «Экспедиции «Память», открытые уроки чтения,
отмечаются памятные даты.
Взаимодействие с социумом
Формы сотрудничества:
Учебные заведения
района: EMK,
РГППУ, УрГПУ,
Лицей № l им.
Курочкина.

Взаимодействие с

МБОУ ДО ЦПД

Библиотека
им. Горького
СОШ№77

7777 77

OAO
«Уралмашзавод»

УЦНИ
«Уральский

ТКДНиЗП
ОПДН № 15

•
Совместная организация и проведение внеклассных мероприятий
•
Вечера — встречи с интересными людьми
•
Совместная исследовательская и диагностическая деятельность
•
Консультации, вечера, круглые столы и т.д.
•
Спонсорская помощь школе и т.д.
Программа
опирается
на
изучение
потребностей
обучающихся:
целостное
интеллектуальное, социальное и культурное развитии; освоение фундаментальных основ
современного гуманитарного, естественнонаучного знания, достижение требований
государственного образовательного стандарта, формирование социального опыта, осознание
социально-профессиональных
мотиваций,
расширение
возможных
направлений
полноценного созидательного участия в культурной жизни школы и общества в целом; и их
родителей (законных представителей): комфортная гуманистическая школьная среда,
обеспечивающая формирование позитивных, познавательных и жизненных мотиваций детей,
качественное образование, развитие способностей учащихся, подготовка их к решению
жизненных и профессиональных проблем.
Процесс воспитания в МАОУ СОШ № 77 основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при
нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды
для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие
школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых
общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными
событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной
заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания
других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка,
коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их
результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и
его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами,
поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а
также их социальная активность;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов,
кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по
отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную,
посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего
общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура,
здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной
организации – личностное развитие обучающихся, в том числе духовно-нравственное
развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение
результатов освоения обучающимися образовательной программы среднего образования,
проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих
ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими
опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка
единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его
личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и
усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения
являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым
необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для
усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций
того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного
возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе
школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса
нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе
педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника.
Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и
накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в
подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком
(внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную
для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем
дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса,
водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не
прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать
хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере
возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям
с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим
на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё
мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Целью программы является воспитание, социально-педагогическая поддержка
становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,
компетентного гражданина России.
Задачи духовно—нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования:
В области формирования личностной культуры.
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в
учебно—игровой, предметно—продуктивной, социально ориентированной деятельности на
основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования,
самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться
лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных
традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) способности
младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства,
осуществлять нравственный самоконтроль, требовать
от себя выполнения моральных
норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование нравственного смысла учения;
- формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого
поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном
и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки,
самоуважения и жизненного оптимизма;
-принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических
духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно
оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и
поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на
основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие
трудолюбия,
способности
к
преодолению
трудностей,
целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
 формирование основ российской гражданской идентичности;
 пробуждение веры в Россию, в свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
 воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
 формирование патриотизма и гражданской солидарности;
 воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного
общества, инновационной экономики, задачам построения демократического
гражданского общества;
 становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
 духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее

принятие моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
 становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
 развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
 укрепление доверия к другим людям;
 развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей
и сопереживания им;
 становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
 формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским
религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
 формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к
языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей
народов России.
В области формирования семейной культуры:
 формирование отношения к семье как основе Российского общества;
 формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного,
заботливого отношения к старшим и младшим;
 формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и
уважения к ним;
 знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями
российской семьи.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности
следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его
вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных
отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования)
таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально
значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем
дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и
познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно
оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в
защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком
полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр,
творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества;

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям,
отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития
школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его
повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их
стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В
этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной
позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст
для развития социально значимых отношений школьников.
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является
развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как
свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в
духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:
•
•

•

освоение
обучающимися
ценностно-нормативного
и
деятельностнопрактическогоаспектаотношенийчеловекасчеловеком,патриотасРодиной,гражданинас правовым
государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством ит.д.;
вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся
в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с
запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в личностном
самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа
будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по
саморазвитию;
овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями,
обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими,
результативность в социальных практиках, процессе в сотрудничества со сверстниками,

старшими и младшими.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким
приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта
осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их
потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который
открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор
старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут
приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно
он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества.
Это:
 опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
 трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
 опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт
деятельного выражения собственной гражданской позиции;
 опыт природоохранных дел;
 опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
 опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт
проектной деятельности;
 опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания
собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
 опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
 опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский
опыт;
 опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями
воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания.
Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной
категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание.

Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку
получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном
мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими,
увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных
возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных
жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для
себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение
следующих основных задач:
1.
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать
традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном
сообществе;
2.
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать
активное участие классных сообществ в жизни школы;
3.
вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по
школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные
возможности;
4.
использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование
на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5.
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на
уровне классных сообществ;
6.
поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных
объединений и организаций;
7.
организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их
воспитательный потенциал;
8.
организовывать профориентационную работу со школьниками;
9.
развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные
возможности;
10. организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями,
направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и
событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики
антисоциального поведения школьников.
Рабочая программа имеет модульную структуру и включает в себя:
•
описание особенностей воспитательного процесса;
•
цель и задачи воспитания обучающихся;
•
виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников,
обучающихся и социальных партнеров организации, осуществляющей образовательную
деятельность;
•
основные направления самоанализа воспитательной работы в организации, осуществляющей
образовательную деятельность.
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности,
осуществляемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с семьёй
и другими институтами воспитания.
Рабочая программа воспитания должна предусматривать приобщение обучающихся к Российским
традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы,
правилам и нормам поведения в российском обществе.
В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы
имеют право принимать участие совет обучающихся, совет родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, представительные органы обучающихся (при их наличии).

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих
направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в
соответствующем модуле.
ИНВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
3.1. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с
коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с
учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их
законными представителями
Работа с классным коллективом:
 инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание
необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
 организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с
учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивнооздоровительной,
духовно-нравственной,
творческой,
профориентационной
направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми
разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с
другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать
для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
 проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога
и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка,
поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам
возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания
благоприятной среды для общения.
 сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые
классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей,
включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления,
сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и
вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в
жизни класса.
 выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы
и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
 изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за
поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих
отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным
проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного
руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а
также (при необходимости) – со школьным психологом.
 поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и
дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема
трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они
совместно стараются решить.
 индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных

бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года –
вместе анализируют свои успехи и неудачи.
 коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в
проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
 регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым
вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями
и учащимися;
 проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и
интеграцию воспитательных влияний на школьников;
 привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от
учебной, обстановке;
 привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения
усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
 регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о
жизни класса в целом;
 помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
 организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;
 создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения
их детей;
 привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
 организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
3.2. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
 вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
 формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей,которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
 создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
 поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией
и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
 поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в
рамках следующих выбранных школьниками ее видов

Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность,
позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим,
гуманитарным
проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое
мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные
условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их
творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на
воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовнонравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения,
развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое
собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие
самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков
самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительная
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности,
направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к
своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие
творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного
отношения к физическому труду.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие
творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков
конструктивного общения, умений работать в команде.
3.3. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
 побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения
по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми;






1.
2.
3.
4.

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей
точки зрения.
правила профилактики неблагоприятных для здоровья и обучения воздействия устройств
мобильной связи на уроках для обучающихся и педагогических работников:
исключить ношение устройств мобильной связи на шее, поясе, в карманах одежды с
целью снижения негативного влияния на здоровье.
максимальное сокращение времени контакта с устройствами мобильной связи.
максимальное удаление устройств мобильной связи от головы в момент соединения и
разговора (с использованием громкой связи и гарнитуры).
использовать время перемен для общения, активного отдыха обучающихся между
уроками, восполнения их физиологической потребности в двигательной активности с
учетом возрастных норм; при необходимости - использование на переменах устройств
связи по прямому назначению (для звонка, смс-сообщения).

3.4. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях
инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного
достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и
подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность,
детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством
введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.
На уровне школы:
 через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для учета мнения
школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия
административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
 через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения
распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от
классных коллективов;
 через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и
организующего проведение личностно значимых для школьников событий
(соревнований, конкурсов, фестивалей, и т.п.);
 через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных
конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
На уровне классов:
 через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров
(например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса в
общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных
органов самоуправления и классных руководителей;



через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные
направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб творческих дел, штаб
работы с младшими ребятами);
На индивидуальном уровне:
 через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ
общешкольных и внутриклассных дел;
 через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по
контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными
растениями и т.п.
3.5. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более
эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций
семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями
школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
 Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении образовательной
организациии и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
 родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей
детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми,
проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
 общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;
 родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются
интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации
психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
 работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
 участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения
острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
 индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей.
3.6. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация»
включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и
консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб
школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая
профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к
выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд
на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и
внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
 циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к
осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
 профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию),
расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о

достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной
деятельности;
 экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
 посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в
средних специальных учебных заведениях и вузах;
 совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий,
прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов
по интересующим профессиям и направлениям образования;
 участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети
интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер
классах, квестах;
 освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору,
включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов
дополнительного образования.
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
3.7. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые общешкольные дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и
взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к
происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть
мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых
педагогами для детей.
На внешкольном уровне:
 социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование
окружающего школу социума.
 участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и
международным событиям.
 Единые дни профилактики правонарушений в школе (помимо профилактических
мероприятий с обучающимися, проводится встреча родителей и обучающихся с
представителями Управления образования, КДН и ЗП, ПДН);
На школьном уровне:
 общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов
знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы.
 торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую
ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в
школе и развивающие школьную идентичность детей.
 детского, педагогического и родительского сообществ школы.
 церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в
жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной
активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и
воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
 выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
 участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;



проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел,
участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне
общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
 вовлечение по возможностикаждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и
оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
 индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки,
проведения и анализа ключевых дел;
 наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через
включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим
примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя
роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной
организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него
чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает
настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию
ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы
работы с предметно-эстетической средой школы как оформление интерьера школьных
помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их
периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения
негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
 размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ
школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также
знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля,
знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов
об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах,
интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
 озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование во
дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных
для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон,
позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого
отдыха;
 благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями
вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию
и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного
руководителя со своими детьми;
 событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных
событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок,
собраний, конференций и т.п.);
 акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической
среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее
традициях, правилах.

СОБСТВЕННЫЕ МОДУЛИ
3.9. Модуль «Музейное дело»
Формированию ценностного отношения учащихся к общественным ценностям, усвоению
ими социально значимых знаний, приобретению опыта поведения в соответствии с этими
ценностями в школе во многом способствуют материалы школьного музея.
В музее сложилась традиция проведения экскурсий учащихся начальных и средних классов
с материалами музея. Для первоклассников мы проводим экскурсии в первые сентябрьские
дни. В течение года проходит знакомство учащихся с разнообразными экспонатами музея
школы.
В работе музея используются разнообразные формы и методы, соответствующие
современным требованиям и условиям, интересам, возможностям, особенностям учащихся.
Это позволяет каждому ученику выбрать себе деятельность по душе.
Работая индивидуально, учащиеся самостоятельно готовят доклады, рефераты, оформляют
персональные выставки рисунков, фотографий, поделок; записывают воспоминания
ветеранов, берут интервью у жителей города Екатеринбурга, выпускников школы и т.д.
Групповые и коллективные общности, как правило, разновозрастные, при этом учащиеся
проживают различные социальные роли. Дети в группах создают музейные экспедиции,
готовят буклеты по различной тематике, составляют путеводители по любимому району.
Материалы музея широко используются при проведении уроков, внеурочных мероприятий.
При этом дети не просто прослушивают информацию учителя, но погружаются в среду,
перемещаются в историческом пространстве. Они непосредственно включаются в
деятельность, и занятия становятся наиболее запоминающимися и результативными.
3.10. Модуль «Волонтерство»
Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах, деятельности на
благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет
школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство
позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать,
эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.
Реализуется программа волонтерской деятельности «Давайте делать добро!».
Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом.
На внешкольном уровне:
 посильная помощь, оказываемая школьниками ветеранам ВОВ, проживающим в
микрорайоне расположения школы;
 участие школьников (с согласия родителей или законных представителей) к сбору
помощи для нуждающихся (детские дома, дома престарелых).
На уровне школы:
 участие школьников в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с
гостями школы;
 участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них праздников,
утренников, тематических вечеров;
 участие школьников к работе на территории школы (благоустройство клумб, уход за
деревьями и кустарниками).
Мероприятия в рамках модуля проводятся на уровнях начального общего, основного
общего, среднего общего образования:
 Акция «1000 добрых дел»
 Весенняя неделя добра. Акции: «Чужих детей не бывает», «Подарок ветерану»,
«Открытка ветерану», «4 лапы»;
 Поздравление пожилых людей с юбилеями;
 Проведение мероприятий в рамках Всемирного дня доброты;
 Мероприятия в рамках Дня Победы.
На базе школы созданы следующие волонтерские отряды:

1.
Отряды ЮИД – пропаганда безопасного поведения на проезжей части пешеходов,
велосипедистов пассажиров, проведение занятий с младшими школьниками, участие в
городских соревнованиях отрядов ЮИД (сентябрь, апрель).
2.
Отряд ДЮП «Огнеборцы» – пропаганда безопасного обращения с огнем, изучение
пожарного дела, опыта лучших пожарных, экскурсии в пожарную часть, соревнования по
пожарно-прикладным видам спорта, участие в региональных конкурсах ДЮП.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным
самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного
воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с
привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации
образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной
работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам,
реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на
изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и
разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и
педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на
использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности
педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с
детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников,
ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это
результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими
социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса могут
быть следующие разделы:
1.Анализ работы по направлениям деятельности.
Критериями, на основе которых делается данный анализ, являются: - анализ реализации
целей и решения задач, поставленных в начале года образовательной организацией; - анализ
ключевых дел, событий, проводимых в образовательной организации по разным
направлениям. Осуществляется анализ педагогом-организатором. Способами получения
информации являются аналитические справки , приказы по проведению различного рода
мероприятий, участие в конкурсах, соревнованиях, акциях и т.п. различного уровней.
2. Общее состояние организуемой в школе совместной деятельности школьников и
педагогов, родителей.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является изучение уровня
удовлетворенности детей и их родителей. Осуществляется анализ педагогом-организатором с
последующим обсуждением его результатов на педагогическом совете школы. Способами
получения информации является мониторинг уровня удовлетворенности образовательным и
воспитательным процессом. Внимание при этом сосредотачивается на следующих вопросах:
является ли организуемая в школе совместная деятельность школьников и педагогов
интересной,
событийно
насыщенной,
личностно
развивающей
и
социально
ориентированной.
3.Качество воспитательной деятельности классных руководителей.

Критериями, на основе которых осуществляется данный анализ, являются: умение классных
руководителей конкретизировать общую цель воспитания в соответствии со спецификой
своей профессиональной деятельности и особенностями своих воспитанников; соответствие
используемых педагогами форм работы с детьми собственным целям воспитания и
особенностям своих воспитанников; актуальность и разнообразие содержания их совместной
с детьми деятельности, его четкая ориентация на конкретные результаты воспитания.
Осуществляется анализ педагогом-организатором. Способами получения информации о
воспитательной деятельности классных руководителей могут быть наблюдение, беседы с
педагогами, посещение (с согласия педагогов) их занятий с детьми, анализ поведенных
педагогами мероприятий, анализ ведения документов, сопровождающих воспитательный
процесс в классе. Внимание педагога-организатора сосредотачивается на следующих
вопросах: испытывают ли классные руководители затруднения в определении цели своей
воспитательной деятельности; испытывают ли они проблемы с реализацией воспитательного
потенциала их совместной с детьми деятельности; стремятся ли они к формированию вокруг
себя привлекательных для школьников детско-взрослых общностей; доброжелателен ли
стиль их общения со школьниками; складываются ли у них доверительные отношения со
школьниками; являются ли они для своих воспитанников значимыми взрослыми?
4.Анализ уровня воспитанности обучающихся.
Осуществляется педагогом-организатором и классными руководителями. Способом, на
основе которого осуществляется данный анализ является изучение уровня воспитанности по
методике Н. П. Капустина в каждом классном коллективе и затем в целом по школе.
Внимание классных руководителей и педагога-организатора должно быть направлено на
низкие показатели эффективности воспитательного процесса, так как это должно влиять на
формирование целей и задач воспитания в новом учебном году.
5.Управление воспитательным процессом.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является грамотность
реализации административной командой своих основных управленческих функций в сфере
воспитания: планирования, организации и мотивации воспитательной деятельности
педагогов. Осуществляется анализ директором образовательной организации. Способами
получения информации об управлении воспитательным процессом могут быть беседы и
(при необходимости) анкетирование педагогов для получения обратной связи о работе
административной команды школы. Внимание директора сосредотачивается на следующих
вопросах: имеют ли педагоги чёткое представление о своих должностных обязанностях,
правах и сфере своей ответственности, а также о содержании осуществляемой в школе
воспитательной работы; создаются ли школьной администрацией условия для
профессионального роста педагогов в сфере воспитания; поддерживается ли в
педагогическом коллективе доброжелательные взаимоотношения; существует ли в школе
система стимулов и поощрений для педагогов за хорошую воспитательную работу с детьми.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень
выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и
проект направленных на это управленческих решений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».