ДООП Палитра

Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание программы.
5. Методическое обеспечение и условия реализации программы.
6. Литература.
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа составлена на основе:














Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в действующей редакции);
Концепции дополнительного образования РФ до 2020 года;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N
41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 - 14 «Санитарно - эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Постановления Правительства Российской Федерации № 706 от 15.08.2013 «Об
утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.03. 2002
№ 864 «Об утверждении примерной формы договора об оказании платных
образовательных услуг в сфере общего образования»;
Устава МАОУ СОШ № 77;
Лицензии МАОУ СОШ № 77;
Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ
СОШ № 77;
«Положения о порядке предоставления платных образовательных услуг» МАОУ
СОШ № 77;
программы Е.И.Коротеевой «Смотрю на мир глазами художника» для 1-4 классов.

Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении,
заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих
представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации.
В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере
эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор и к
истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с
прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих
ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не
утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков,
отображение в народном искусстве.
Декоративно-прикладное творчество – удивительный вид творчества, дающий
возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно
наблюдать следующую особенность – чем больше красивых и нужных вещей продают в
магазинах, тем больше количество людей берут в руки различные инструменты и
пытаются создать особые и неповторимые изделия. Таким образом, многие пытаются
отойти от того стандарта, который окружает нас на протяжении жизни.

Изучение декоративно-прикладного искусства в рамках дополнительного
образования способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия
обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и
чувствовать прекрасное.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной,
предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественноэстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность
каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративноприкладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Отличительные особенности данной программы:








связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии,
роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка
– главный смысловой стержень программы, который обеспечивает активную
творческую деятельность учащихся;
содержание программы направлено на активное развитие у детей эмоциональноэстетического и нравственно оценочного отношения к действительности,
эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.;
на протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися
произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративноприкладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран
и эпох, познают художественную культуру своего народа;
единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности
учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать
и понимать произведения искусства.

Новизна программы
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами
привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков
программа «Смотрю на мир глазами художника» выделяет и другие приоритетные
направления, среди которых:






интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и
развитии универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника;
развитие коммуникативной компетентности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески

раскрыться в области изобразительного искусства.

Задачи:
 развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в
том или ином виде искусства;
 научить приёмам мастерства;




научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий,
используемых в опыте мастеров искусства.

2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
программы
Первый уровень результатов - приобретение школьниками знаний о различных
профессиях, элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных
ценностях культуры России, культур народов России, о принятых в обществе нормах
отношения к природе, о правилах конструктивной групповой работы, об организации
коллективной творческой деятельности, о способах организации взаимодействия людей и
общностей, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Второй уровень результатов - развитие ценностных отношений к труду и творчеству,
человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, стремление к
сотрудничеству со старшими детьми, со сверстниками, взрослыми.
Третий уровень результатов - приобретение опыта участия в различных видах
общественно полезной и личностно-значимой деятельности; выражать себя в различных
доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической,
общественно - полезной деятельности.
Ученик научится
Личностные результаты:






эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного
образного языка;
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры
национального, российского и мирового искусства, изображающие природу,
человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений.

Метапредметные результаты:




наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы
для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике,
художественном конструировании;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности
для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к
ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта —
природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи,
графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с
опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;














планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на
инструкционную карту, образец; при необходимости вносить коррективы в
выполняемые действия;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах,
свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно
подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративнохудожественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной
задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов
оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при
разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке
изделия);
применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами:
чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими
(швейная игла);
распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с
опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим
чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять
взаимное расположение, виды соединения деталей;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу
или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Предметные результаты:












различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и
приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их
специфику;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной
красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной
учебно-творческой деятельности;
создавать простые композиции на заданную тему;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы
для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства образ животного, передавать на плоскости и в объёме пропорции
фигуры; передавать характерные черты внешнего облика;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию
форм для создания орнамента.

Ученик получит возможность научиться
Личностные результаты:


видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура,
скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);







видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте
человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и
мнениям;
уважительно относиться к труду людей;
понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном
мире, в том числе традиций трудовых династий, как своего региона, так и страны, и
уважать их.

Метапредметные результаты:












воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в
обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и
содержание в знакомых произведениях;
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях,
изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации
известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа
и построек средствами изобразительного искусства;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством
учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать
замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать
готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги);
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность
реализации собственного или предложенного учителем замысла;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой
конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической
информации, воплощать этот образ в материале;
прогнозировать
конечный
практический
результат
и
самостоятельно
комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или
декоративно-художественной задачей.

Предметные результаты:






изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в
собственной художественно-творческой деятельности;
передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные
оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и
участвовать в коллективных работах.

Занятия проводятся один раз в неделю с октября по апрель – 28 занятий в год.
3. Учебно-тематический план
1 класс
№
1

Разделы, темы
Живопись

Количество часов
теория
практика
всего
1
8
9

2
3
4
5
6

Графика
Скульптура
Аппликация
Бумажная пластика
Работа с природными материалами
Итого

1
2

6
3
4
3
2
26

7
3
4
3
2
28

2 класс
№
1
2
3
4
5
6

Разделы, темы
Живопись
Графика
Скульптура
Аппликация
Бумажная пластика
Работа с природными материалами
Итого

Количество часов
теория
практика
всего
1
8
10
1
6
7
3
3
4
4
3
3
2
2
2
26
28

3 класс
№
1
2
3
4
5
6

Разделы, темы
Живопись
Графика
Скульптура
Аппликация
Бумажная пластика
Работа с природными материалами
Итого

Количество часов
теория
практика
всего
1
7
8
1
8
9
2
2
1
4
5
2
2
2
2
2
26
28

4 класс
№
1
2
3
4
5
6

Разделы, темы
Виды и жанры изобразительного
искусства. Живопись, графика.
Изображение человека в искусстве.
Графика. Скульптура.
Тематическое рисование. Живопись,
графика.
Бумажная пластика
Декоративно-прикладное искусство.
Беседы, конкурсы, экскурсии.
Итого

Количество часов
теория
практика
всего
1
4
5
-

3

3

-

3

3

1
2

5
8
3
26

6
8
3
28

4. Содержание программы

1. Живопись
Первый год обучения. Начальные представления об основах живописи, развитие
умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов.
Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от
характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт
«от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и
птиц, растений, трав.
Второй год обучения. Углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых
и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения
эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой
(насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой
краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.
Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы,
цветов, камней, сказочных персонажей.
Третий год обучения. Знания учащихся расширяются получением информации о
существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до
этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как
дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучание своих пар. Знакомство с
живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и
холодными цветами, а также ахроматическим рядом.
Практическая работа: изображение с натуры объектов природы — цветов, веток,
фантастических фигурок.
Четвёртый год обучения. Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда
заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков
получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение
цветовых контрастов. Один из основных моментов — освоение детьми знаний о тёмном
пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных
теней.
Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов,
природных объектов, сказочных персонажей.
2. Графика
Первый год обучения. Знакомство с выразительными средствами этого вида
станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного
нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и
светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с
вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта,
насекомых, тканей.
Второй год обучения. Продолжение освоения выразительности графической
неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных
линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение
освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения
тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами — углём,
сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с
техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении
ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.
Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов
быта.

Третий год обучения. Расширение знаний о выразительности языка графики и об
использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати
«сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при
одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и
тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.).
Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя
планами.
Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных
персонажей, фактуры тканей.
Четвёртый год обучения. Закрепление знаний о языке выразительности графики,
использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу
перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых
графических материалов (уголь, сангина, мел в различных их сочетаниях). Работа с
цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление
способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача — рисование без отрыва от
плоскости листа гелевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей,
деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.
Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей,
натюрмортов, портретов.
3. Скульптура
Первый год обучения. Знакомство с выразительными возможностями мягкого
материала для лепки — глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как
трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти
со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
Второй год обучения. Развитие навыка использования основных приёмов работы
(защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и
пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение
приёмов передачи в объёмной форме фактуры.
Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.
Третий год обучения. Активное закрепление навыков работы с мягкими
скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без долепливания
отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека.
Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс,
приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью
инструментов).
Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека,
декоративных украшений.
Четвёртый год обучения. Новые знания и навыки — работа над рельефом.
Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства
пластилиновой плиты около изображения, т. е. получение двух уровней в изображении.
Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала
(пластилина, глины) с последующей доработкой образа.
Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Работа над
рельефом.
4. Аппликация
Первый год обучения. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с
различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства.
Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение
имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети

осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию.
Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что
будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки
цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками,
из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем
более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа
с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
Второй год обучения. Развитие навыка использования техники обрывной
аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое
внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых
гамм.
Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей,
фруктов.
Третий год обучения. Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций.
Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной
перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации
фломастеров.
Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.
Четвёртый год обучения. Знакомство школьников с новыми материалами,
используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не
только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым
приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от
вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки
позволит получить новые художественные образы. Новым материалом аппликации могут
стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.
Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических
животных и растений из засушенных листьев.
5. Бумажная пластика
Первый год обучения. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его
возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание
частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового
художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения
заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных
форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
Второй год обучения. Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы,
при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт,
так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении
объёма с помощью мятой бумаги.
Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов),
отдельных фигурок.
Третий год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой,
совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной,
но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой
используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок
(коллективные работы).
Четвёртый год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой,
совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над

объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в
которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание образов танцующих фигур, фигур в движении.
6. Работа с природными материалами
Первый год обучения. В качестве природных материалов используются
выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой
дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых
природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции
в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы,
полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы.
Второй год обучения. Разнообразие природных материалов расширяется введением в
работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.
Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков
природы и других сюжетов (по выбору детей).
Третий год обучения. Особенностью работы с природными материалами является
использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся
предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного
или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого,
учащимся предлагается разрисовка камней как в живописной манере, так и в
декоративной.
Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с
последующей дорисовкой.
Четвёртый год обучения. Новые творческие задачи в работе с природным
материалом — выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся
выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной
крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе.
Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу,
способствующую развитию более сложной моторики пальцев.
Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого
пространства воды, различных построек.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ
Первый год обучения. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года,
находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения
учащиеся
определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им
нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные
темы и содержание учебных задач.
Второй год обучения. При организации выставки педагог активизирует общение
детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они
узнали на занятиях.
Третий год обучения. Третий год творческого развития детей позволяет им в
процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о
положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказать и
критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи,
поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.
Четвёртый год обучения. Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести
итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В
результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью

педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в
отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут
высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам
языка художественной выразительности изобразительного искусства.
5. Методическое обеспечение и условия реализации программы
Формы и методы работы:
На занятиях используются методы:
 Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
 Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
 Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
 Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).
 Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
 Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль и письменный
контроль, методы самоконтроля).
 Эвристические (методика ТРИЗ).
Ведущие формы организации занятий:
 Групповые (творческие мастерские).
 Индивидуальные (самостоятельная работа).
 Коллективные (занятия, экскурсии, игра, КТД).
В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация
методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами
конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом
возрастных особенностей обучающихся.
Формы художественной деятельности:
- рисование на белой и тонированной бумаге карандашом, акварельными красками,
гуашью, восковыми мелками, фломастерами, тушью, пастелью с применением различных
техник;
- изображение на плоскости (графика, живопись);
- объёмное изображение (бумага, картон, пластилин);
- декоративное творчество по мотивам народных промыслов;
-творчество бумагопластики.
Ребятам
предоставляется
возможность
художественных средств выразительности.

выбора

художественной

формы,

Средства контроля
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки, научнопрактических конференций, отчётного концерта или спектакля юных художников,
мастеров народных промыслов и ремёсел с приглашением родителей детей, друзей,
педагогов местных учебных заведений художественно-эстетического и прикладного
профиля.
Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы необходимо иметь соответствующие материалы и
принадлежности.
Для педагога:
 ТСО;
 таблицы, иллюстрированный материал, демонстрационный материал;
 материал по истории искусств;
 художественно-графические материалы;
 натюрмортный фонд: посуда, драпировки, предметы для натурной постановки;
 муляжи овощей и фруктов;
 гипсовые фигуры;
 тела геометрические.
Для обучающихся:
 бумага: ватман, картон, альбомы для рисования;
 набор цветной бумаги, цветного картона;
 акварельные и гуашевые краски, тушь;
 баночки для воды;
 кисти, перья, карандаши, мелки, фломастеры, маркеры;
 пластилин;
 ножницы, клей.
Оборудование рабочего места учителя:
 классная доска с креплениями для таблиц;
 магнитная доска;
 персональный компьютер с принтером;
 мультимедийный проектор;
 экспозиционный экран.
Экранно-звуковые пособия:
 мультимедийные
(цифровые) образовательные
тематике программы.

ресурсы,

соответствующие

6. Литература
Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева - М., 2009.
Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева.- М., 2009.
Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева.- М., 2009.
Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для
учащихся 1-4 классов / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
5. Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский.- М., 2008. (Библиотека
учителя).
6. Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. - М., 1991.
7. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горяева. - М., 1991.
8. Гусакова М.А. Аппликация. М.: Просвещение. 1987.
9. Держава Рериха. – М.: Изобразительное искусство. – 1994.
10. Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский.-М., 2007.
11. Неменский Б. М. Познание искусством / Б.М. Неменский. – М., 2000.
12. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В, Декоративное искусство. – М: - 1976.
13. Психология процессов художественного творчества. – Л.: Наука. – 1980.
1.
2.
3.
4.

Наглядно-методические пособия

Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ «Основы народного и декоративно-прикладного
искусства: Хохломская роспись» 2006 М.
Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ «Основы народного и декоративно-прикладного
искусства: Сказочная гжель» 2006 М.
Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ «Основы народного и декоративно-прикладного
искусства: Жостовский букет» 20008 М.
Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ «Основы народного и декоративно-прикладного
искусства: Филимоновские свистульки» 2006 М.
Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ «Основы народного и декоративно-прикладного
искусства: Дымковская игрушка» 2006 М.
Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ «Основы народного и декоративно-прикладного
искусства: Цветочные узоры Полхов-Майдана» 2013 М.
Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ «Основы народного и декоративно-прикладного
искусства: Городецкая роспись» 2014 М.
Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ «Первые уроки дизайна» М.
Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ «Городецкая роспись» М.
Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ «Каргопольская игрушка» М.
Издательство КАРАПУЗ «Сказочный лубок» 2007 М.
Издательство КАРАПУЗ «Изразцы» 2003 М.
Издательство КАРАПУЗ «Цветная мозаика» 2008 М.
Балашов М.Е. «Костюм Киевской Руси» 2002 С.-Пб. «Детство-Пресс»
Коротеева Е.И. «Изобразительное искусство» Учебно-наглядное пособие для учащихся
1-4 классов начальной школы 2003 М. «Просвещение»
Комплект таблиц «Изобразительное искусство», «Спектр»:
- «Основы декоративно-прикладного искусства»
- «Декоративно-прикладное искусство»
- «Традиционные народные промыслы»
- «Введение в цветоведение»
- «Искусство. Цветоведение»
Ссылки на интернет-сайты с полезной информацией
Книги, разработки, презентации, иллюстрации, смайлы, шаблоны:
1. http://school-collection.edu.ru – ЦОР
2. http://www.alleng.ru
3. http://ped-kopilka.ru/
4. http://ruknigi.net/
5. http://videouroki.net/
6. http://school2100.com/
7. http://liubavyshka.ru/
8. http://pedsovet.su/
9. http://ppt4web.ru/
10. http://tfile.me/
11. http://ya-umni4ka.ru/
12. http://www.razvitierebenka.com/
13. http://www.pomochnik-vsem.ru
14. http://www.uchportal.ru
15. http://www.twirpx.com
16. http://mirknig.com
17. http://www.solnet.ee

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».