ДООП От ступеньки к ступеньке

Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание программы.
5. Методическое обеспечение и условия реализации программы.
6. Литература.
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа составлена на основе:
Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в действующей редакции);
 Концепции дополнительного образования РФ до 2020 года;
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N
41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 - 14 «Санитарно - эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
 Постановления Правительства Российской Федерации № 706 от 15.08.2013 «Об
утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.03. 2002
№ 864 «Об утверждении примерной формы договора об оказании платных
образовательных услуг в сфере общего образования»;
 Устава МАОУ СОШ № 77;
 Лицензии МАОУ СОШ № 77;
 Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ
СОШ № 77;
 «Положения о порядке предоставления платных образовательных услуг» МАОУ
СОШ № 77;
и программы обучения и развития детей 5-6 лет «Предшкольная пора» под
редакцией Н.Ф. Виноградовой.


В условиях модернизации Российского образования в педагогическом сообществе
актуальной остается проблема повышения эффективности всех этапов педагогического
процесса, усиления его индивидуально – личностной направленности с целью воспитания
свободно мыслящего и активно действующего ребенка, способного адаптироваться к
постоянно меняющимся условиям окружающего мира и традиционным подходам к его
обучению и воспитанию.
В педагогическом сообществе постоянно идет поиск механизмов непрерывного и
эффективного образования, в том числе и на этапе дошкольное – начальное образование
или, как принято называть этот период в жизни ребенка, предшкола.
Образовательная общеразвивающая программа «Предшкольная пора» определяет
содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей
дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие
физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок
учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и
укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и
(или) психическом развитии детей.

Концепция программы рассматривает преемственность как создание условий для
гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одного образовательного уровня
на другой, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным
условиям. Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить
гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи,
поставленные в настоящее время перед образованием.






Новизна программы состоит в следующем:
обучение детей осуществляется в рамках предшкольного образования,
обеспечивающего переход от дошкольного детства, семейного воспитания к
осознанному обучению в начальной школе;
учитываются возрастные особенности детей и отличия в организации дошкольного
образования и начальной школы;
специфика организации подготовки детей к школе заключается в том, что ведущей
деятельностью детей дошкольного возраста является игра с включением игровых
проблемно-практических ситуаций, совместного выполнения предлагаемых
заданий, с опорой на обогащённую предметную среду;
учитываются возможности образовательного учреждения, на базе которого будет
реализована данная программа;

Актуальность программы обусловлена возросшей потребностью более тесного
взаимодействия семьи и образовательного учреждения на этапе подготовки детей к
школе. Семейное воспитание не всегда в состоянии компенсировать отсутствие
общественного дошкольного образования. Иногда это ведет к нарушению психического и
соматического развития детей. Данная программа предоставляет возможность комплексно
решать проблемы социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста к новым
условиям, направлена на создание комфортных условий для развития ребёнка, его
мотивации к познанию, интеллектуальное развитие, укрепление его психического и
физического здоровья через использование технологий здоровьесбережения.
Педагогическая целесообразность программы продиктована необходимостью
оказания помощи родителям и педагогам во всестороннем развитии и подготовке к школе
детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Содержание учебных занятий направлено на выявление индивидуальных
возможностей ребёнка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.
Занятия с детьми строятся на интегрированной основе с широким использованием
игровых методов, что позволяет устранить разного рода перегрузки.
Цель программы: обеспечить формирование готовности к обучению в начальной
школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих
способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации
первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.
Задачи:
1. организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного
образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
2. отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое
обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования
содержания обучения в первом классе школы;

3. укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе,
желания учиться;
4. формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для
благополучной адаптации к школе.
Образовательная программа платных дополнительных образовательных услуг
построена на основе следующих принципов:
· реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития;
· актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.;
· личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
· учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность — ведущую для
этого периода развития;
· сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
· обеспечение необходимого уровня формирования психических и социальных качеств
ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим
миром;
· обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе,
к принятию новой деятельности;
.
создание условий для единого старта детей в первом классе.
2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
программы
Личностные результаты:
формирование положительного отношения к школе, желания учиться, правильного
представления о поведении в процессе учебной деятельности, научить, адекватно судить о
причинах своего успеха и неуспеха в учении, связывая успехи с приложенными усилиями,
принятие и освоение роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения.
Метапредметные результаты представлены в соответствии с подгруппами
универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные:
принимать
и
сохранять
учебную
задачу,
осуществлять
последовательность учебных действий, планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей.
Коммуникативные: уметь слушать и слышать учителя, понимать возможность
различных позиций других людей, отличных от собственной, выстраивать различные
способы взаимодействия с окружающими.
Познавательные: формулирование ответов на вопросы, осмысление процесса общения
как способа получения и передачи информации, преобразование информации, полученной
из рисунка, в учебную задачу, использование знаково-символических средств, осознанное
построение речевого высказывания в устной форме.
Предметные результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы
представлены в соответствии с группами результатов учебных разделов.
Раздел «Познаем других людей и себя»

К концу года дошкольник должен научиться:
Митя), отчество, пол, день рождения, адрес, № телефона. Знать свои роли в семейном
коллективе (сын, брат, внук и др.) и роли других членов семьи (мама, дочь, бабушка,
дедушка и др.). Различать некоторые особенности пола и возраста (мальчик/девочка,
взрослый/ребенок, молодой/старый);
оятельно, с родителями и сверстниками заниматься
физической культурой: делать зарядку, много двигаться на воздухе, участвовать в
спортивных играх и т. п.;
поручения в семье, в школе. Проявлять заботу о близких (знакомых) людях: выполнить
просьбу, проявить сочувствие;
любимые игры и занятия). Ориентироваться в своем теле: знать, какая рука (ухо, глаз)
левая, а какая — правая. Определять направление своего движения — ходьбы и бега
(вперед, назад, влево, вправо, вверх и др.). В конкретных жизненных ситуациях
использовать
слова, характеризующие пространственные отношения предметов,
основные направления, ориентируясь от себя и от других предметов (близко, ближе,
дальше, вверху, посредине, сзади, спереди, центр, середина, между, рядом, вертикально,
горизонтально);
окружающего мира («глаза нужны, чтобы видеть...», «уши нужны, чтобы слышать
различные звуки...», «запахи мы чувствуем с помощью носа, а вкус — с помощью языка»).
Знать правила охраны органов чувств (нельзя смотреть книги и рисовать при плохом
освещении, громко кричать, касаться горячего или холодного голыми руками и др.);
состояние (грустно, весело, тревожно и др.). Проявлять внимание к настроению и
эмоциональному состоянию других людей — взрослых и детей (пожалеть, развеселить и
др.);
— человек и умею говорить, чувствовать, думать, делать. То же умеют
делать все люди, но я многому еще должен научиться», накапливать жизненные ситуации,
позволяющие объективно оценивать свои успехи, достижения, конкретные умения: что
получается, а что — нет;
(учителя), правила поведения в классе и школе. Следить за своей осанкой, соблюдать
гигиену рисования, работы с книгой. Проявлять внимательность, сдержанность,
аккуратность, поддерживать порядок в личных вещах, в окружающей обстановке,
организовывать место для занятий и игр. Знать элементарные способы организации своего
рабочего места;
ные занятия. Выполнять поручения взрослых,
проявлять инициативу в трудовых действиях: подготовка к занятию, уборка игрушек,
уход за своими вещами, участие в уборке класса. Знать назначение столовой посуды и
утвари, пользоваться столовыми приборами (включая нож), салфетками;
сверстниками и взрослыми. При общении со сверстниками пользоваться принятыми
правилами общения (во время игр, занятий, еды и др.): благодарить, просить, помогать.
Проявлять внимание, желание порадовать, посочувствовать. В конкретных ситуациях
учиться предвидеть последствия своего поступка, слов, высказываний. Элементарно

оценивать свои поступки по отношению к другим людям (хорошо/плохо), понимать слова,
определяющие чувства вины (стыдно), обиды (обидно), жалости (жалко).;
внимательно выслушивать мнения не только взрослых, но и сверстников. Понимать, что
наличие разных мнений обогащает общение людей. Сравнивать свое отношение и
отношение других к одним и тем же объектам («Мне нравится, а Оле нет...»). Понимать
шутку, юмор, не обижаться на шутки взрослых и детей. Находить решения простых
этических ситуаций (правильно/неправильно, хорошо/плохо). Считаться с занятиями,
играми других людей, не мешать и не вмешиваться;
объектам, книгам, игрушкам, (нравится/не нравится), элементарно обосновывать свое
мнение (почему нравится/не нравится).
Раздел «Познаем мир»
К концу года дошкольник должен научиться:
В предметном мире:
возможные действия, которые можно с ними производить. Узнавать изделия, сделанные
из разных материалов, называть их (стеклянный, деревянный, глиняный и др.). Знать
назначения предметов быта (мебель, посуда, бытовая техника).
др.). Находить предмет по простому плану-описанию. Замечать изменения (в реальной
ситуации и в игре) пространственных отношений предметов (отвечать на вопрос «что
изменилось?»).
тра.
Соотносить цвет разных предметов. Определять форму предметов (круглый, квадратный,
треугольный, похожий на шар), ориентироваться в количественных характеристиках
предметов (больше/меньше, один/много), пересчитывать предметы в пределах 10,
прибавлять и отнимать по одному предмету.
Ориентироваться на улице. Ориентироваться в помещении (находить музыкальный,
спортивный залы, медицинский кабинет и др.).
лнять несложные задания, связанные с ориентировкой
и перемещением в пространстве (направо/налево, сзади/впереди, за, под, перед, в центр, с
краю и др.), с определением пространственных отношений между предметами
(расположение мебели, окон, дверей, предметов быта по отношению друг к другу).
арбуз — шар; окно — прямоугольник), называть основные геометрические фигуры и их
элементы (круг, квадрат, шар, прямоугольник, овал; угол, сторона, вершина).
ие слов «вчера», «сегодня», «завтра». Ориентироваться в понятиях
«время», «давно», «недавно», «долго/недолго», «еще будет» и др.
В природе
(например, листопад, похолодание, замерзание водоемов, оттепель, распускание листвы и
др.). Знать названия и последовательность времен года, называть основные признаки

сезона. На основе наблюдений соотносить природные явления, погоду с сезонами (град,
снег, иней, гололед и др.).
простейших опытов определять основные свойства песка, глины, воды
(например: вода течет, прозрачна, не имеет цвета, легко окрашивается, занимает любую
форму). Использовать свойства различных веществ (воды, песка, глины и др.) для игры,
конструктивной деятельности, труда.
различать деревья хвойные и лиственные.
земноводных (лягушка), зверей, птиц (диких и домашних), живущих в ближайшем
природном окружении, описывать особенности их внешнего вида (количество ног, части
тела), движений (ползает, летает, плавает). Узнавать животных по издаваемым ими
звукам, называть и воспроизводить некоторые звуки (рычит, квакает, пищит, жужжит,
стрекочет. Знать наиболее распространенных животных разных мест обитания (вода, лес).
животных, не ловить бабочек, жуков, бережно относиться к растениям. Отражать в
изобразительной деятельности (рисунках, лепке, аппликации) результаты своих
наблюдений в природе.
Общество
достопримечательности своего города (парк, музей, памятник, площадь, места труда и
отдыха людей).
познакомиться с картинами природы и жизни людей, достопримечательностями столицы,
узнавать их (Кремль, Красная площадь).
ижайшем окружении наблюдать различные виды транспорта (машина, автобус,
троллейбус, трамвай). Проявлять внимательность и осторожность на улицах и во дворах,
знать некоторые знаки дорожного движения (пешеходный переход, «зебра», остановка
транспорта), сигналы светофора.
трудовых действий.
представления об особенностях литературы и искусства разных народов (сказки, песни,
танцы, игры, предметы быта, костюмы).
Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать»
К концу года дошкольник должен научиться:
сравнивать множества, формулируя результаты сравнения: «столько же (поровну)»,
«больше/меньше», «больше/меньше на столько-то», уравнивать множества (удалить или
добавить элементы); сравнивать величины. Получать числа прибавлением или
вычитанием. Устанавливать равенство (неравенство) предметов (+1,-1).
-10), прямой и обратный счет в пределах 10. В практической
деятельности определять отношения между числами в натуральном ряду («3 больше 2, но

меньше 4 на 1»), состав числа («3 — это 2 и 1» или «3 — это 1 и 1 и 1»). Определять при
счете направление движения, ориентироваться в терминах «предыдущий»,
«последующий». Узнавать и называть цифры (0-9) и пользоваться ими для определения
числа.
изображения при выполнении арифметических и логических операций.

а

предметов; находить признаки (один или несколько) при изменении их в ряду предметов
(фигур). Строить (достраивать) фигуры в соответствии с выделенным принципом
изменения фигур в рядах. Распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять
фигуры из частей.
же предметов разные группы (по одному признаку). Находить обобщающее слово
(понятие) для группы предметов.
пространственных размещений, направления счета (слева направо, справа налево). В
процессе действий с предметами сравнивать смежные числа. Устанавливать ряд величин
по одному из параметров (длина, высота, толщина). Считать предметы, звуки, движения в
пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства.
предстоящую деятельность; отвечать на вопросы: «Что я должен сделать?», «Как и почему
именно так буду делать?». Быть готовым переделывать свою работу, если нправильно ее
сделал.
Раздел «Учимся родному языку»
К концу года дошкольник должен научиться:

авита, называть их и находить в словах;

стихотворение;

предложения по образцу и самостоятельно

различать слово и предложение, составлять

называть слова по определенному фонематическому признаку, называть пары звуков по
твердости-мягкости.
анализ слов из трех-пяти звуков (в процессе моделирования)

В соответствии с игровыми
правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком,
заданной звуковой структурой слова и т. п.

оварь словами, характеризующими качества
и свойства предметов (какой? из чего сделан? для чего нужен?), обобщающими словами
(мебель, одежда, обувь, посуда и пр.). По образцу подбирать слова, сходные и
противоположные по значению (например: бежать — мчаться — идти; хохотать —
смеяться — улыбаться; грустно — весело; легко — тяжело и др.).
их свойства и качества (например: широкий, мелкий, глубокий, узкий, мягкий и др.).
Сравнивать объекты окружающего мира, описывать схожие и различные черты
(например: два разных яблока; яблоко и банан и др.).
игры, занятий использовать слова, характеризующие эмоциональные состояния людей
(печальный, грустный, обиженный, усталый).
характеристики любого объекта — игрушки, предмета быта, декоративно-прикладного
искусства (название, назначение, цвет, форма, величина, материал). Использовать в
описании имеющиеся сенсорные представления.
игрушки, праздники)
, где находился, что делал, что
натворил, что сказали люди, чем закончилась эта история (с помощью взрослого).
Проявлять интерес к рифмованию слов, участвовать в коллективном придумывании
стишков, потешек, загадок.
Раздел «Учимся рисовать»
К концу курса дошкольник должен уметь:

и объектов

остейшие графические задания;

вных и составных цветов;

основной цвет предметов;

щью рисования и лепки копировать и создавать различные контуры и
изображения, выполнять разнообразные виды штриховки. Знакомиться с графическими и
живописными средствами художественной выразительности (линия, штрих, пятно, мазок,
цвет, цветовые сочетания).
скульптура; пейзаж, портрет, натюрморт).

3. Учебно-тематический план
Раздел 1 «Познаем других людей и себя» (28 часов)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Тема занятий

Количество
часов
Моя семья. Роль в семейном коллективе. Особенности пола и 1
возраста.
Узнавать свой дом среди других. Домашний адрес.
1
Режим дня. Сохранение своего здоровья.
1
Распределение поручений в своей семье. Семейные традиции.
1
Я и моё тело.
1
Пространственные отношения предметов (впереди, сзади, слева, 2
справа).
Пространственные отношения предметов (вверху, внизу, над, под).
1
Органы чувств человека. Правила охраны органов чувств.
1
Как я выгляжу. Внешний вид человека.
1
Настроение и эмоции человека. Умение управлять собой.
1
Я говорю, чувствую, думаю, делаю.
1
Моё отношение к успехам и неудачам.
1
Место, где я работаю и отдыхаю. Делу – время, потехе – час.
1
Ознакомление с некоторыми трудовыми навыками. Деловая игра.
2
Правила этикета. Хорошие манеры.
1
Характер человека и его моральные черты (доброта, отзывчивость, 1
забота).
Потребности человека и способы их удовлетворения.
1
Я и мои друзья.
1
Я и окружающие меня люди. Навыки взаимоуважения.
2
Оценка и самооценка своего поведения и поведения окружающих.
1
Что такое «хорошо» и что такое «плохо».
1
О братьях наших меньших. Об отношении к животным.
1

23
24

Красота вокруг нас. Удивительный мир природы.
2
О добре и зле. Внешний и внутренний мир человека. Обобщающее 1
занятие.
Итого
28 часов
Раздел 2 «Познаем мир» (56 часов)
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

Содержание деятельности
Предметы, которые нас окружают.
Времена года, осень.
Растения.
Овощи. Фрукты.
Семья.
Дом и двор.
Друзья.
Домашние животные.
Домашние птицы. На птицеферме.
Насекомые.
Цветной мир.
Планеты солнечной системы.
Земля – наш общий дом.
Вращение Земли вокруг Солнца.
Смена времен года.
Дикие птицы, перелетные птицы.
В лесу.
Части суток. Час, минута, секунда.
Дни недели.
«12 месяцев».
История моей страны.
Гимн, герб и флаг России.
Времена года, зима.
Мебель
Одежда, обувь
На кухне. Чайная, столовая и кухонная посуда.
Металл.
Производство металла и металлических
изделий.
Свойства металла
Изделия из металла и их назначение.
Из чего сделана машина?
Деревья и кустарники зимой.
Дерево.
История деревянной ложки.
Свойства деревянных предметов. Опыты.

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
Итого

Изделия из дерева и их назначение.
Камень.
Песок.
Свойства камня и песка. Опыты.
Времена года. Весна.
Бетон.
Панно.
Стекло.
Свойства стекла. Опыты.
Резина. Изделия из резины.
Свойства резины. Опыты.
Пластмасс. Изделия из пластмассы.
Свойства пластмассы. Опыты.
Три состояния вещества. Твёрдое.
Три состояния вещества. Жидкое.
Три состояния вещества. Газообразное.
Закон сохранения веществ.
Что растёт на подоконнике.
Что изменилось? Урок – наблюдение.
Все работы хороши.
Времена года. Лето.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
56 часов

Раздел 3 «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» ( 5 6 ч а с ов )
№
п/п

Тема занятия

11.
12.

Признаки и свойства предметов (цвет).
Упражнения на развития внимания (найди такую же, расставь
значки).
Один - много. Ориентация в пространстве: справа, слева,
посередине.
Свойства предметов (форма, величина).
Сравнение групп предметов по количественному признаку.
Понятия «больше», «меньше», «равно»
Геометрические фигуры: круг, квадрат.
Количество и счёт. Число и цифра 2. Знаки "+"и "=".
Сравнение предметов по величине (длиннее – короче, шире – уже).
Сравнение чисел, геометрических фигур (выявление сходства и
различия).
Ориентация во времени: раньше, позже, сначала, потом.
Геометрические фигуры: треугольник, овал.

13.

Составление фигуры из частей. Количество и счёт 3.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Количе
ство
часов
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.

Состав числа три.
Геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат.
Составление фигуры из частей.
Количество и счёт 4. Состав числа четыре.
Пространственные отношения: между, посередине.
Сложение. Выявление закономерности (чисел, фигур, величин) и
продолжение по заданному правилу.
Количество и счёт 5. Состав числа.
Порядковый и обратный счёт.
Ориентация на листе бумаги: правый, левый угол, верхний, нижний
угол, центр листа.
Вычитание. Количество и счёт 6.
Дни недели. Количество и счёт 7. Состав числа семи.
Пространственные отношения: на, над, под.
Времена года. Месяц.
Количество и счёт 8. Состав числа восьми.
Сравнение предметов по массе (на руках, при помощи гирь).
Сравнение предметов по размеру.
Количество и счёт 9. Состав числа девяти.
Многоугольники. Геометрические мозаики.
Число 10. Состав чисел первого десятка. Количество счёт в пределах
10.
Количество счёт в пределах 10.
Прямой и обратный счёт.
Пространственные тела: куб, шар, брусок.
Игра-путешествие в страну Математики.
Установление закономерности и использование для выполнения
задания.
Итого

2
1
1
2
2
2
2
1
2
2
1
2
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
56 часов

Раздел 4 «Учимся родному языку» (56 часов)
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10

Тема занятия
Звук [ш].
Звук [ж].
Звуки [з], [з'].
Звуки [ж], [з].
Звуки [с], [с'].
Звуки [л], [л'].
Звуки [м], [м'].
Звуки [к], [к'].
Звуки [п], [п'].
Звуки [в], [в'].

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11.
12.
13.
14.
15.
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

Звуки [г], [г'].
Гласные звуки.
Гласные звуки.
Звуковой анализ слова.
Звуковой анализ слова.
Звуковой анализ слова.
Звуковой анализ слова.
Звуковой анализ слова.
Гласный звук [а], буква а.
Гласный звук [а], буква я
Печатные буквы а, А.
Печатные буквы я, Я.
Гласный звук [о].
Печатные буквы о, О.
Гласный звук [о], буква ё.
Печатные буквы ё, Ё.
Гласный звук [у].
Печатные буквы у, У.
Гласный звук [э].
Печатные буквы э, Э.
Гласный звук [э], буква е.
Печатные буквы е, Е.
Гласный звук [ы], буква ы.
Гласный звук [у], буква ю.
Гласный звук [и].
Печатные буквы и, И.
Согласные мягкие и твёрдые звуки.
Согласные мягкие и твёрдые звуки.
Обозначение гласных звуков буквами е, ё, ю, я.
Обозначение гласных звуков буквами е, ё, ю, я.
Звуковой анализ слова. Игра «Найди свой домик».
Согласные звуки [н], [н'].
Печатные буквы н, Н.
Согласные звуки [б], [б'].
Печатные буквы б, Б.
Согласный звук [й'].
Печатная буква й. Чтение слогов.
Согласные звуки [д], [д'].
Печатные буквы д, Д. Чтение слогов.
Согласные звуки [т], [т'].
Печатные буквы т, Т. Чтение слогов.
Согласный звук [ч'], буквы ч, Ч.
Согласный звук [щ'], буквы щ, Щ.
Согласный звук [ц], буквы ц, Ц.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

55
56

Согласные звуки [х], [х'], буквы х, Х.
Буквы ь и ъ.
Итого

1
1
56 часов

Раздел 5 «Учимся рисовать» (28 часов)
№ п/п

Тема занятия

1.

Знакомство с видами изобразительного искусства, материалами,
инструментами для рисования, основными правилами работы.
Волшебный мир красок. Ознакомление с разнообразием
цветовой гаммы.
Волшебный мир красок. Сравнение объектов, предметов по
цветовой гамме.
Знакомство с графическими и живописными средствами
художественной выразительности (линия, штрих, пятно, мазок,
цвет, цветовые сочетания). Рисование линии в нужном
направлении.
Графическое изображение предмета. Анализ изображения по
форме, пропорциям, частям. Рисование предметов круглой
формы.
Пространственное расположение предметов. Особенности
расположения предметов: в центре, вверху, внизу, справа, слева.
Пространственное
расположение
предметов.
Выделение
пространственных отношений между элементами изображения.
Ориентирование в пространстве листа. Изображение предмета,
крупно полностью используя лист бумаги.
Использование цвета для передачи настроения в рисунке.
Изображение предметов по представлению.
Рисование
простых по форме предметов. Выполнение
разнообразных видов штриховки.
Изображение человека в статике и динамике.
Изображение животных в статике и динамике.
Выделение части предмета из целого, сравнение, нахождение
различий.
Знакомство с произведениями русских художников.
Аппликация. Знакомство с материалами, инструментами,
правилами работы.
Аппликация. Использование цвета для передачи настроения в
аппликации.
Работа с ножницами. Вырезание из цветной бумаги квадрата.
Работа с ножницами. Вырезание из цветной бумаги
треугольника.
Работа с бумагой: скручивание бумажной ленты в завиток.
Сгибание и складывание листа бумаги вдвое, вчетверо,
вырезание фигур.
Составление простого узора и наклеивание его на картон.
Лепка. Знакомство с материалами, с инструментами, правилами
работы с пластилином.

2.
3.
4.

5.

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
ё17.
18.
19.
20.
21.
22.

Количество
часов
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

23.
24.
25.
26-27.
28.

Копирование и создание изображений с помощью лепки по
образцу.
Лепка предмета по представлению.
Знакомство с народной глиняной игрушкой. Лепка игрушки на
основе традиционных приёмов лепки
Коллективное выполнение задания: летняя поляна.
Представления о видах и жанрах изобразительного искусства
(живопись, скульптура; пейзаж, портрет, натюрморт).
Итого

1
1
1
2
1
28 часов

4. Содержание программы
Раздел 1 «Познаем других людей и себя» представлен содержанием, которое
формирует у дошкольника знания необходимые для осознания им своей принадлежности
к человеческому роду, понимания ребенком самого себя, своих особенностей,
способностей. Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями,
контролировать и оценивать свою деятельность и поведение. У ребенка воспитывается
доброжелательное, внимательное отношение к другим, развиваются навыки общения.
Знать свое имя и некоторые его производные формы (например, Дмитрий, Дима,
Митя), отчество, пол, день рождения, адрес, № телефона. Узнавать свой дом среди других.
Знать свои роли в семейном коллективе (сын, брат, внук и др.) и роли других членов
семьи (мама, дочь, бабушка, дедушка и др.). Различать некоторые особенности пола и
возраста (мальчик \ девочка, взрослый \ ребенок, молодой \ старый).
Проявлять желание самостоятельно, с родителями и сверстниками заниматься
физической культурой: делать зарядку, закаливающие процедуры, много двигаться на
воздухе, участвовать в спортивных играх и т.п.
Проявлять желание участвовать в совместной деятельности со взрослыми,
выполнять поручения в семье, в групповой и классной комнате (накрыть стол, убрать
посуду, вытереть пыль, полить растения и др.). Проявлять заботу о близких (знакомых)
людях: подать воды, выполнить просьбу, проявить сочувствие.
Кратко характеризовать свои индивидуальные способности (черты внешности,
любимые игры и занятия). Ориентироваться в своем теле: знать, какая рука (ухо, глаз)
левая, а какая – правая. Определять направление своего движения – ходьбы и бега
(вперед, назад, влево, вправо, вверх и др.). В конкретных жизненных ситуациях
использовать слова, характеризующие пространственные отношения предметов, основные
направления, ориентируясь от себя и от других предметов (близко, ближе, дальше, вверху,
посредине, сзади, спереди, центр, середина, между, рядом, вертикально, горизонтально).
Определять и кратко объяснять значение каждого органа чувств для восприятия
окружающего мира («глаза нужны, чтобы видеть…», «уши нужны, чтобы слышать
различные звуки…», «запахи мы чувствуем с помощью носа, а вкус – с помощью языка»).
Знать правила охраны органов чувств (нельзя смотреть книги и рисовать при плохом
освящении, громко кричать, касаться горячего или холодного голыми руками и др.).
Овладевать элементарными умениями определять свое и чужое эмоциональное
состояние (грустно, весело, тревожно и др.). Проявлять внимание к настроению и
эмоциональному состоянию других людей – взрослых и детей (пожалеть, развеселить и
др.).
Осознавать: «Я – человек и умею говорить, чувствовать, думать, делать. То же
умеют делать все люди, но я многому еще должен научиться». Накапливать жизненные
ситуации, позволяющие объективно оценивать свои успехи, достижения, конкретные
умения: что получается, а что – нет.

Проявлять желание узнавать новое. Знать и выполнять требования воспитателя
(учителя), правила поведения в группе (классе). Следить за своей осанкой, соблюдать
гигиену письма, рисования, работы с книгой. Проявлять внимательность, сдержанность,
аккуратность, поддерживать порядок в личных вещах, в окружающей обстановке,
организовывать место для занятий, труда, игр. Знать некоторые элементарные способы
снятия усталости, напряжения, организации своего рабочего места.
Самостоятельно находить себе интересные занятия. Выполнять поручения
взрослых, проявлять инициативу в трудовых действиях: подготовка к занятию, уборка
игрушек, уход за своими вещами, участие в уборке групповой комнаты (класса). Знать
назначения столовой посуды и утвари, использовать правила сервировки стола к чаю,
обеду, пользоваться столовыми приборами (включая нож), салфетками.
Проявлять желание участвовать в разговоре, беседе, совместных играх и занятиях
со сверстниками и взрослыми. При общении со сверстниками пользоваться принятыми
правилами общения ( во время игр, занятий, еды и др.): благодарить, просить, помогать.
Проявлять внимание, желание порадовать, посочувствовать. В конкретных ситуациях
учиться предвидеть последствия своего поступка, слов, высказываний. Элементарно
оценивать свои поступки по отношению к другим людям (хорошо\плохо), понимать слова,
определяющие чувства вины (стыдно), обиды (обидно), жалости (жалко). Различать
некоторые чувства и состояния других людей (радуется, опечален, доволен и т.п.).
Стараться доставлять радость другим (поделиться, приласкать, угостить…).
Справедливо оценивать успехи сверстников. Учиться слушать другого человека,
внимательно выслушивать мнения не только взрослых, но и сверстников. Понимать, что
наличие разных мнений обогащает общение людей. Сравнивать свое отношение и
отношение других к одним и тем же объектам («Мне нравится, а Оле нет…»). Понимать
шутку, юмор, не обижаться на шутки взрослых и детей. Находить решения простых
этических ситуаций (правильно\неправильно, хорошо\плохо). Считаться с занятиями,
играми других людей, не мешать и не вмешиваться.
В разговоре со сврестниками, на занятиях выражать свое отношение к
наблюдаемым объектам, игрушкам, мультфильмам (нравится\не нравится), элементарно
обосновывать свое мнение (почему нравится\не нравится).
Раздел 2 «Познаем мир» направлен на расширение знаний об окружающем
предметном мире, природной и социальной среде. Развиваются интересы будущего
первоклассника, его умения использовать полученные знания в конкретной деятельности
(речевой, изобразительной, художественной), усваиваются правила поведения в природе и
обществе. Одной из задач данного раздела является подготовка к изучению предметов в
начальной школе (прежде всего, «Математика» и «Окружающий мир»). Уделяется
внимание выделению математических характеристик предметов окружающего нас мира
(число, последовательность, пространственные ориентировки).
Предметный мир
Наблюдать основные свойства разных предметов (игрушек, вещей), их назначение
и возможные действия, которые можно с ними производить. В бытовых ситуациях и в
специальных упражнениях, играх определять предмет по запаху, вкусу и на ощупь.
Узнавать изделия, сделанные из разных материалов, называть их (стеклянный,
деревянный, глиняный и др.). Знать назначение предметов быта (мебель, посуда, бытовая
техника).
Объединять предметы в группы по разным признакам (форме, величине, материалу
и др.) Находить предмет по простому плану-описанию. Замечать изменения (в реальной
ситуации и в игре) пространственных отношений предметов (отвечать на вопрос «что
изменилось?»).

На основе наблюдений определять основные (радуга) и дополнительные цвета
спектра. Соотносить цвет разных предметов. Определять форму предметов (круглый,
квадратный, треугольный, похожий на шар), ориентироваться в количественных
характеристиках предметов (больше\меньше, один\много), пересчитывать предметы в
пределах 10, прибавлять и отнимать по одному предмету.
Ориентироваться в пространстве: в своей квартире, помещении детского сада
(школы). Ориентироваться на улице: находить свой дом относительно остановки
транспорта; знать дорогу в детский сад (в школу). Ориентироваться в помещении
(находить музыкальный, спортивные залы, медицинский кабинет и др.)*.
В процессе упражнений, игр выполнять несложные задания, связанные с
ориентировкой и перемещением в пространстве (направо\налево, сзади\впереди, за, под,
перед, в центр, с краю и др.), с определением пространственных отношений между
предметами (расположение мебели, окон, дверей, предметов быта по отношению друг к
другу).
Определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон
(например, арбуз – шар; окно – прямоугольник), называть основные геометрические
фигуры и их элементы (круг, квадрат, шар, прямоугольник, овал, цилиндр; угол, сторона,
вершина).
Определять величину предмета, измерять с помощью других предметов – мерки.
Знать значение слов «Вчера», «сегодня», «завтра». Ориентироваться в понятиях «время»,
«давно», «недавно», «долго\недолго», «еще будет» и др.
Природа
Наблюдать и называть явления природы и деятельность людей, характерные для
данного времени года (например, листопад, похолодание, замерзание водоемов, оттепель,
распускание листвы и др.). Знать названия и последовательность времен года, называть
основные признаки сезона. На основе наблюдений соотносить природные явления, погоду
с сезонами (град, снег, иней, гололед и др.).
С помощью простейших опытов определять основные свойства песка, глины, воды
(например: вода течет, прозрачна, не имеет цвета, легко окрашивается, занимает любую
форму). Использовать свойства различных веществ(воды, песка, глины и др.) для игры,
конструктивной деятельности, труда.
Наблюдать различные живые объекты природы (растения, животных). Показывать
части растения (стебель, корень, лист, цветок). Сравнивать и различать деревья хвойные и
лиственные.
В процессе наблюдений узнавать, называть, давать краткую характеристику
некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка), земноводных (лягушка),
зверей, птиц (диких и домашних), пресмыкающихся (ящерица, черепаха), живущих в
ближайшем природном окружении и уголке природы, описывать особенности их
внешнего вида (количество ног, части тела, чем покрыто животное), движений (ползает,
летает, плавает) и поведения (как ест, отдыхает и т.п.). узнавать животных по издаваемым
ими звукам, называть и воспроизводить некоторые звуки (рычит, квакает, пищит,
жужжит, стрекочет), наблюдать отдельные защитные свойства (покров тела, особенности
окраски). Знать наиболее распространенных животных разных мест обитания (вода, лес),
особенности приспособления к сезонной жизни (спячка, накапливание жира, заготовка
корма).
Проявлять желание ухаживать за животными и растениями уголка природы.
Овладеть некоторыми умениями по уходу за животными (кормить, помогать убирать
клетку, менять воду, подкармливать птиц на участке). Овладеть некоторыми умениями по
уходу за растениями и их выращивании. (посев крупных семян, полив, протирание
листьев).
Знать и соблюдать правила поведения в природе: не трогать незнакомые растения и
животных, не ловить бабочек, жуков, бережно относиться к растениям. Отражать в

изобразительной деятельности (рисунках, лепке, аппликации) результаты своих
наблюдений в природе.
Общество
Знать название родного города, страны, столицы. Наблюдать отдельные
достопримечательности своего города или села (парк, музей, памятник, площадь, места
труда и отдыха людей).
На основе чувственного опыта или наглядного материала (картины, слайды, фильмы)
познакомиться с картинами природы и жизни людей разных регионов родной страны,
достопримечательностями столицы, узнавать их (Кремль, Красная площадь).
В ближайшем окружении наблюдать различные виды транспорта (машина, автобус,
троллейбус, трамвай). Проявлять внимательность и осторожность на улицах и во дворах,
знать некоторые знаки дорожного движения (пешеходный переход, «зебра», остановка
транспорта), сигналы светофора. Уметь вести себя в транспорте (не кричать, держать за
руку взрослого, спокойно сидеть и т.д.).
Наблюдать трудовую деятельность взрослых, знать названия некоторых профессий
людей и соответствующих этим профессиям трудовых действий.
Участвовать в различных видах отдыха и свободного времяпрепровождения
(экскурсии, спортивные мероприятия, праздники, субботники, театр, коллекционирование
и др.). Принимать участие в национальных играх, обрядах и праздниках. Различать
музыку народную и авторскую.
В процессе слушания книг и рассматривания иллюстраций расширять свои
представления об особенностях литературы и искусства разных народов (сказки, песни,
танцы, игры, предметы быта, костюмы).
Раздел 3 «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» включает знания и
умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Происходит
осознание
детьми
некоторых
доступных
связей
(причинных,
временных,
последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а так же
развитию моделирующей деятельности, как основы для формирования нагляднообразного, а затем логического мышления. В данном разделе представлены знания и
умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам начальной
школы, прежде всего к «Русскому языку», «Математике», а также «Окружающему миру».
Так, подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
-формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в
начальной школе;
-логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений,
составляющих основу формирования понятия числа;
-символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
В процессе практической деятельности с предметами устанавливать соответствие
между элементами двух множеств (без пересчитывания); сравнивать множества,
формулируя результаты сравнения: «столько же (поровну)», «больше\меньше»,
«больше\меньше на столько-то», уравнивать множества(удалить или добавить элементы);
измерять величины, выбирать меры для измерения, сравнивать величины. Получать числа
прибавлением или вычитанием. Устанавливать равенство (неравенство) предметов (+1, 1). Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в пределах 10. В практической
деятельности определять отношения между числами в натуральном ряду («3 больше 2, но
меньше 4 на 1»), состав числа («3 – это 2 и 1» или «3 – это 1 и 1и 1»). Определять при
счете направления движения, ориентироваться в терминах «предыдущий»,
«последующий». Узнавать и называть цифры (0-9) и пользоваться ими для определения
числа.

Подбирать множество к числу и число к множеству; использовать различные
средства изображения при выполнении арифметических и логических операций.
Сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные
признаки предметов; находить признаки (один или несколько) при изменении их в ряду
предметов (фигур). Самостоятельно выстраивать ряд предметов по изменяющемуся
признаку; строить (достраивать) фигуры в соответствии с выделенным принципом
изменения фигур в рядах. Распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять
фигуры из частей.
Выделять основания для объединения предметов в группы, образовывать из одних
и тех же предметов разные группы (по одному признаку). Находить обобщающее слово
(понятие) для группы предметов.
Опытным путем определять, что число не зависит от величины, расстояния,
пространственных размещений, направления счета (слева направо, справа налево). В
процессе действий с предметами сравнивать смежные числа, накладывать или
прикладывать, измерять с помощью условной меры. Устанавливать ряд величин по
одному из параметров (длина, высота, толщина). Считать предметы, звуки, движения в
пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства.
Учить обдумывать действия в начале своей работы, элементарно планировать
предстоящую деятельность; отвечать на вопросы: «Что я должен сделать?», «Как и почему
именно так буду делать?». Быть готовым переделывать свою работу, если неправильно ее
сделал.
Изображать признаки предметов символами, используя принятые знаковые
системы (например, дорожные знаки и др.). Определять значение знаков-рисунков,
знаков-символов, пиктограмм, букв, цифр, геометрических фигур. Придумывать знаки для
обозначения явлений природы, признаков предметов, месяцев года, сезонов, названий
помещений (например: жарко, ночь, сильный ветер, май, столовая, спортзал и др.).
Видеть образы в неопределенных изображениях: в чернильных пятнах, бегущих по
небу облаках, зимних узорах на окнах. Узнавать спрятанные предметы (объекты) в
пересекающихся линиях, цветовых пятнах, дорисовывать их по отдельным чертам,
завершать рисунок.
В процессе игрового часа участвовать в свободных играх-движениях под музыку,
создавать различные образы в соответствии с характером музыки, импровизировать в
свободных плясках.
Раздел 4 «Учимся родному языку» обеспечивает обогащение активного словаря
ребенка,
связной
речи,
формирование
умений
составлять
описательный,
повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Большое внимание уделяется фантазии,
воображению, словесному творчеству.
В процессе общения пополнять активный словарь словами, характеризующими
качества и свойства предметов (какой? Из чего сделан? Для чего нужен?), обобщающими
словами (мебель, одежда, обувь, посуда и пр.). По образцу подбирать слова, сходные и
противоположные по значению (например: бежать – мчаться – идти; хохотать – смеяться –
улыбаться; грустно – весело; легко – тяжело и др.).
При ответе на вопросы, описании предметов пользоваться словами,
характеризующими их свойства и качества (например: широкий, мелкий, глубокий, узкий,
мягкий и др.). Сравнивать объекты окружающего мира, описывать схожие и различные
черты (например: два разных яблока; яблоко и банан и др.).
Задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. В процессе речевого
общения, игры, занятий использовать слова, характеризующие эмоциональные состояния
людей (печальный, грустный, обиженный, усталый).

Участвовать в коллективном рассказывании, беседе, в составлении более полной
характеристики любого объекта – игрушки, предмета быта, декоративно-прикладного
искусства (название, назначение, цвет, форма, величина, материал). Использовать в
описании имеющиеся сенсорные представления.
Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы (игры, любимые занятия,
игрушки, праздники). Составлять небольшие портреты-рассказы о родителях, старших
членах семьи, братьях-сестрах.
Кратко характеризовать особенности внешнего вида, повадок, условий обитания
животных (например, кошки, утенка, муравья, лягушки, вороны).
Составлять рассказ по серии сюжетных картинок (последовательной и с
нарушением последовательности), по сюжетной картине на доступные детям темы,
несложному натюрморту, пейзажу.
Составлять описательные и повествовательные рассказы по графической схемеплану на доступные детям темы (например: «Что случилось в лесу», «Зимние забавы»,
«Весна пришла» и др.). Придумывать небольшие истории по рисункам-пиктограммам
(«Кто спрятался в чернильных пятнах?», «О чем рассказывают эти знаки?»).
Составлять небольшие описательные рассказы от имени животного («Я – бабочка»,
«Я – муравей», «Я – лисичка» и т.п.). Придумывать фантастические истории по плану: кто
это, где находился, что делал, что натворил, что сказали люди, чем закончилась эта
история (с помощью взрослого). Проявлять интерес к рифмованию слов, участвовать в
коллективном придумывании стишков, потешек, загадок.
В процессе моделирования учиться различать слово и предложение, составлять
предложения по образцу и самостоятельно. В игре строить модели предложений.
Выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим
знаком-заместителем. Следуя образцу, интонационно выделять в слове звук, называть его
изолированно; называть слова по определенному фонематическому признаку, называть
пары звуков по твердости-мягкости.
Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить
звуковой анализ слов из трех-пяти звуков (в процессе моделирования).
Различать и обозначать соответствующим знаком-заместителем гласные, твердые и
мягкие согласные звуки. В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав
слова, называть слова с определенным звуком, заданной звуковой структурой слова и т.п.
Читать слоги, структурно несложные слова и предложения. Самостоятельно
сравнивать результаты своей работы с образцом.
Раздел 5 «Учимся рисовать». Содержание этого раздела направлено на развитие
графической деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов (букв,
цифр, геометрических фигур и др.), и способствует формированию ряда умений, которые
можно объединить в несколько блоков:
-пространственная ориентировка;
-умение анализировать форму предмета и изображения;
- развитие воображения;
- освоение ряда специфических средств художественной выразительности.
Использовать сенсорные впечатления для передачи формы, величины, цвета
предметов и объектов, их расположения в пространстве.
Анализировать предметы и их графические изображения по форме, пропорциям,
частям. Сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме. Использовать цвет для
передачи настроения в рисунке, аппликации. Ориентироваться в пространстве листа. Для
воспроизведения образца выделять пространственные отношения между элементами
изображения.

С помощью рисования и лепки копировать и создавать различные контуры и
изображения, выполнять разнообразные виды штриховки. Знакомиться с графическими и
живописными средствами художественной выразительности (линия, штрих, пятно, мазок,
цвет, цветовые сочетания).
Изображать человека и животных в статике и динамике.
Иметь представления о видах и жанрах изобразительного искусства (рисунок,
живопись, скульптура; пейзаж, портрет, натюрморт).
5. Методическое обеспечение и условия реализации программы
При выполнении программы
учитываются основополагающие подходы к
образовательной деятельности системы «Начальная школа XXI века. «Предшкольная
подготовка»:
• системный подход;
• комплексный подход;
• личностный подход;
• деятельностный подход.
Системный подход позволяет рассматривать пути освоения ребенком культуры
целостно, в единстве сознания, деятельности, во взаимосвязи всех компонентов
образовательного процесса.
Комплексный подход требует взаимодействия разных наук: педагогики,
психологии, языкознания, социолингвистики.
Личностный подход позволяет рассматривать процесс обучения в свете концепции
развития целостной личности с учетом этапов и закономерностей, психофизиологических
особенностей детей, их потребностей.
Деятельностный подход рассматривает ребенка в качестве субъекта разнообразных
видов деятельности, особое значение среди которых занимает игра как ведущий вид
деятельности. В игре, игровой ситуации созревают познавательные процессы,
потребности, интересы и происходит становление личностной готовности детей к школе.
Поступательный подход – создание условий для единого старта детей в первом
классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии.
Предшкольная подготовка по данной программе обеспечит:
– удовлетворение образовательных задач субъектов образовательного процесса;
– качественную подготовку и адаптацию детей к школьному образованию.
В основе программы подготовки детей к обучению в школе лежат личностноориентированные и развивающие технологии.
Целью
личностно-ориентированных
технологий
являются
развитие
и
формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного
мышления, на развитие мыслительной активности, содержат: развивающие дидактические
игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование,
аналитико-синтетические действия.
Работа с дошкольниками в данной программе строится на основе следующей
системы дидактических принципов:
-создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих
факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
- новое знание дается не в готовом виде, а через самостоятельное "открытие" его детьми
(принцип деятельности);
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями
окружающего мира (принцип целостного представления о мире);

- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта
творческой деятельности (принцип творчества).
Для решения учебно-познавательных задач с применением информационнокоммуникационных технологий в образовательной деятельности в группах развития
используются компьютеры, мультимедийные проекторы, электронные образовательные
ресурсы.
6. Литература
Пособия издательства «Вентана-Граф»:
Козлова С.А. «Я хочу в школу»;
Козлова С.А. «Я и мои друзья»;
Козлова С.А. «О правах и правилах»;
Куликова Т.А. «Я и моя семья»;
Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»;
Салмина Н.Г., Глебова А.О. «Учимся рисовать»;
Салмина Н.Г., Сильнова О.В., Филимонова О.Г. «Путешествуем по сказкам»;
Златопольский Д.С. «Удивительные превращения»;
Щербакова Е.И. Знакомимся с математикой»;
Куликова Т.А. «Что, где, почему?»;
Козлова С.А. «Отправляемся в путешествие»;
Салмина Н.Г «Учимся думать»;
Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем со звуками и
словами»;
Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем и читаем
вместе»;
Виноградова Н.Ф. «Придумай и расскажи».

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».