Содержание 1. Пояснительная записка. 2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы. 3. Содержание программы. 4. Учебно-тематический план. 5. Методическое обеспечение и условия реализации программы. 6. Литература. 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа составлена на основе: Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); Концепции дополнительного образования РФ до 2020 года; Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 - 14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Постановления Правительства Российской Федерации № 706 от 15.08.2013 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.03. 2002 № 864 «Об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования»; Устава МАОУ СОШ № 77; Лицензии МАОУ СОШ № 77; Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 77; «Положения о порядке предоставления платных образовательных услуг » МАОУ СОШ № 77; Рабочая программа к курсу «Каллиграфия и грамотность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторских методик педагогов дополнительного образования высшей категории О.В.Лысенко, В.А.Илюхиной. Каллиграфия – это искусство писать чётким красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым разом всё больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк. Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать каллиграфические навыки в последующих классах. Работа по каллиграфии начинается с первых дней поступления ребёнка в школу. Систематическое использование методов и приёмов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин. В восьмидесятых годах двадцатого века крупная японская компания, специализирующаяся на внедрении новейших технологий, провела исследование на предмет применения наилучших методик для подготовки специалистов по разным направлениям. Десять лет поиска увенчались успехом. Наилучшей методикой, к всеобщему удивлению, оказалась каллиграфия. Было рекомендовано ввести каллиграфию с 1 по 11 классы в школах и в вузах, чтобы сформировать у подрастающего поколения необходимые качества для внедрения инновационных технологий. Многие крупные японские компании приглашают учителей на занятия каллиграфией с сотрудниками для здоровья и развития творческого потенциала. Китайские специалисты утверждают, занятия письмом положительно влияют на мозговую активность человека и продолжительность жизни. Так как акт письма самый трудоемкий и сложный, это развивает спину, плечи, пальцы, нервы. Процесс письма восстанавливает дыхание, развивает воображение, внимательность, наблюдательность, стимулирует работу мозга, развивает мелкую моторику. Каллиграфия продлевает жизнь. Нет таких болезней, которые не поддались бы излечению. Результаты показывают, что занятия каллиграфическим письмом способствуют расслаблению и эмоциональному спокойствию, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве, снижается гиперактивность. В XIX веке в русской школе каллиграфии основной принцип образовательного процесса заключался в следующем: прежде чем заниматься науками, искусством и ремеслами, необходимо с помощью каллиграфии заложить крепкий фундамент – основу, состоящую из трёх важных элементов: терпения, умения работать и волевого импульса. Художники дают каллиграфии разнообразные поэтичные сравнения и определения. Одни видят в искусно прописанных буквах застывшую музыку и её ритм, другие – пластику танца. Достижение цели по формированию графически правильного, чёткого, достаточного скорого письма зависит от решения многих задач, встающих перед учителем. Помимо общих задач работы со всем классом учитель ставит себе задачи по исправлению тех или иных недостатков при письме у отдельных учеников. Формирование навыка письма основывается на определённых принципах обучения. Принципы обучения каллиграфии включают как общедидактические, так и специфические принципы формирования графических навыков письма. Так, принцип наглядности, особенно важен в обучении каллиграфии. Он обеспечивается демонстрацией учителем процесса письма на доске и в тетрадях учеников, применением прописей и других пособий. Невозможно обучать каллиграфии, давая только устные знания, так как путь подражания почерку учителя и копирование образцов хорошего письма – один из основных путей формирования чёткого почерка. Очень важно, чтобы обучение графическим навыкам письма было сознательным. Учащиеся должны знать, как и в каком порядке пишется та или иная буква, как она соединяется с другими буквами; знать, зачем мы пишем с наклоном, и как получается наклон при письме, какой должна быть высота букв, как держать ручку, сидеть при письме. Сознательному усвоению графических навыков письма способствует также умение детей замечать и исправлять свои и чужие недочёты. Принцип повторности необходим для развития автоматизации навыков письма. В процессе упражнения всякий навык закрепляется и совершенствуется , приобретает точность и скорость. Но любое упражнение должно быть сознательным и эффективным. Обучение графическим навыкам письма обязательно проводится с учётом особенностей детей: развития восприятия, скорости движения, анатомического аппарата движения кисти и нервно – мышечного управления движениями со стороны центральной нервной системы. Особенности развития организма ребёнка учитываются при дозировке количества письменных упражнений и скорости их выполнения. Важно, чтобы обучение несколько опережало развитие детей и способствовало дальнейшему формированию. Это и предусматривает принцип постепенного нарастания трудностей – переход от простого к сложному, который происходит в процессе работы над формами букв. Непосредственно организация работы над формами букв называется в каллиграфии генетическим принципом. Обучая детей каллиграфии, учитель должен опираться на принцип учёта индивидуальных особенностей детей: хорошо знать способности детей к письму, учитывать особенности зрения, замечать отклонения в моторике. Такое знание возможностей учеников позволяет учителю правильно организовывать работу, подбирать индивидуальные задания ученикам, давать конкретные советы родителям. Работа по каллиграфии направлена на формирование двигательного навыка, поэтому опора на закономерности формирования данных навыков письма очень важна во время занятий, чтобы процесс письма был удобен для пишущего, и способствовал овладению наиболее прочными и скорыми движениями всех звеньев руки. Одной из главных задач современной школы является планомерная и систематическая работа по формированию каллиграфически правильного письма. Эта задача наполняется еще более глубоким содержанием, так как, кроме достижения чисто учебных целей, сам процесс такого письма служит важным средством формирования грамотности, развития эстетических вкусов, речи, волевых интеллектуальных качеств младших школьников. Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс. Подобранные упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движения руки, формированию навыков анализа, сравнения, распознавания, а также зрительного восприятия, произвольного внимания. В период школьного обучения каллиграфия, прямо или косвенно, взаимодействует с другими дисциплинами. Это способствует выстраиванию устойчивых межпредметных связей. 2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы Личностные, метапредметные и предметные результаты. Реализация программы кружка обеспечивает достижение учащимися начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; принятие и освоение социальной роли обучающего, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий. Предметные: анализировать систему ориентиров на страницах прописей (точка начала движения, стрелка, указывающая направление движения) и следовать данным ориентирам. Составлять алгоритм предстоящих действий. Объяснять последовательность своих действий; моделировать буквы из набора элементов. Анализировать деформированные буквы и цифры, определять недостающие элементы, реконструировать буквы; группировать буквы по разным основаниям: по наличию в них определённых элементов, по сходству, обозначаемых ими звуков; осознавать смысл написанного; контролировать собственное написание, сравнивая его с предложенным образцом. Контролировать этапы своей работы при списывании. Принимать участие в обсуждении критериев для оценивания написанного. Оценивать собственное написание с учётом выработанных критериев (разборчивое, аккуратное начертание букв). 3.Содержание программы: Рабочая программа к курсу «Каллиграфия и грамотность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторских методик педагогов дополнительного образования высшей категории О.В.Лысенко, В.А.Илюхиной. Программа предназначена для учащихся 2 – 4 классов Цель программы: Формирование основ осознанного правильного каллиграфического письма, повышение орфографической зоркости, отработка скорописи. Задачи программы: Обучающие: Учить писать быстро, правильно, красиво. Формировать гигиену письма; умение ориентироваться на листе бумаги, умение проводить графический анализ буквы. Развивающие: Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение). Развивать мелкую моторику пальцев рук, наблюдательность, культуру речи; творческое мышление и образное воображение, познавательные возможности детей. Воспитательные: Воспитывать прилежание, аккуратность, усидчивость, сдержанность, трудолюбие, положительного отношения к процессу письма. Прививать любовь к русскому языку, литературе, желание успешно учиться. Организация работы по каллиграфии направлена на совершенствование основных общеучебных навыков: грамотного письма, беглого и осознанного чтения, правильного написания элементов каллиграфии. Основные методические приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма: 1) Первостепенное значение при обучении каллиграфии имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. 2) Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради. Приём основан на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма. 3) Копировальный способ следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Важно, чтобы копирование осуществлялось как письмо правильными движениями, так как в противном случае копирование не даёт нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений. 4) Воображаемое письмо, или письмо в воздухе заключается в опоре учащихся на двигательные ощущения и на зрительно воспринимаемый образец. 5) Анализ формы букв, который может осуществляться разными способами. Можно анализировать формы буквы, раскладывать её на составляющие, зрительно выделяемые элементы. 6) Письмо под счёт, или в такт счёту способствует выработке плавного, ритмичного письма в определённом темпе. Место курса в учебном плане. Программа по каллиграфии рассчитана на проведение занятий с учащимися 2 - 4 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю – 28 часов в год. Контроль и оценка планируемых результатов. Текущий: - прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть, контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; - рефлексивный, контроль, обращённый на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; - контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Итоговый контроль в формах: - практические работы; - творческие работы учащихся; - конкурсы; - выставки. Самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания – незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. 4. Учебно-тематический план 2 класс № Название темы п\п 1 1. Ориентирование на листе бумаги.Повторение основных элементов букв. Алфавит. Штриховка. Солнышко свети! 2 2. Большие и малые наклонные линии. Группа букв п, т, н, ю, к, ж. Штриховка. Мой дом. 3 3. Короткая наклонная линия. Штриховка. Жаркая пора. Количество часов 1 4. Длинная наклонная линия. Группа букв Т, П, Ж, И, Ш, . 1 4 Штриховка. Фонари – фонарики. 1 1 5 5. Группа букв Л, л, М, м, Я, я. Штриховка. Мудрая голова. 1 4. 6 6. Длинная наклонная линия с закруглением вправо. Группа букв 1 7 7. Длинная наклонная линия с петлей внизу. Группа букв В, Н, 1 Ч, И, Ш. Штриховка. Дружные ребята. 8 Ю, К, Б, у, д, з. Бумажный змей. 5. Соединения букв. Рукодельницы 9 9. Длинная наклонная линия с петлей вверху. В поле. 6. 10 10. Длинная наклонная с закруглением вверху. Группа букв У, Ч, И, Ц, Ш, Щ. У реки. 11 11. Соединения букв. Цирковой номер. 10. 12 12. Длинная наклонная линия с закруглением внизу. Буквы И, Ш, Щ. Соединения букв. Шарик. 13 13. Наклонная линия, уходящая вправо. Группа букв Л, М, А, Я. Луна – парк. 14 14. Соединения букв. Ярмарка. 11. 15 15. Верхний элемент букв Г, П, Т, Р. Игры во дворе. 12. 16 16. Определение места написания элементов букв в средней части широкой рабочей строки. Буквы Б, Н, К. Веселье. 17 17. Буквы К, Н, Ю. Клубок. 13. 18 14. Буквы О, о, Ю, ю, соединения с ними. Озорные клоуны 19 19. Буквы Е, З, соединения с ними. Еловый лес. 15. 20 20. Буквы С, Э, Х, Ж. Сувенир. 20. 21 21. Соединения с буквами С, Э, Х, Ж. Рыжий кот. 21. 22 22. Буквы Я, я, соединения. Яшин друг. 22. 23 23. Длинная наклонная с закруглением внизу. Сравнение букв С Э, Д. Свежий ветер. 24 24. Повторение элементов. Угадывание букв. Сестры. 23. 25 25. Повторение написания заглавных букв, соединений с ними. Верный друг. Под зонтом. 26. Повторение написания заглавных букв, соединений с ними. 26 27. Новый вид разлиновки тетради. Определение места букв в строке. Ласточки появились. 27 28. Письмо строчных и заглавных букв, соединений, слов, предложений. Детям на радость. 28 34. Праздничное занятие «Король письма» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 класс № Название темы п\п 1 1. Ориентирование на листе бумаги. Большие и малые наклонные Количество часов 1 2 2. 3 3. 4 4. 5 5. линии. Повторение элементов букв. Короткая наклонная с закруглением вправо. Поэтическая страничка. С. Есенин. Повторение элементов букв. Короткая наклонная с закруглением вверху и внизу. Поэтическая страничка. И. Никитин. Повторение элементов букв. Длинная наклонная линия. Осенняя проза. М. Пришвин. Прописывание текста с соблюдением всех каллиграфических норм. Поэтическая страничка. Ф. Тютчев. Соединения букв. Пословицы 1 1 1 1 6. 6 7 8 7. Соединения букв. Поэтическая страничка. А. Пушкин. 7. 7. Соединения букв. Загадки. 8. 8. Прописывание текста с соблюдением всех каллиграфических норм. Поэтическая страничка. Осень. 9 9. Соединения букв. Русские народные сказки. 7. 10 10. Соединения букв в словах. Сказки. А. Толстой. 1 1 1 1 1 11. 11 11. Прописывание слов, предложений по образцу. Сказки. П. 1 12 1 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Ершов. 12. Списывание текста с образца. Поэтическая страничка. Е. Баратынский. 13. Списывание текста с образца. Поэтическая страничка. Авторские сказки. 14. Соединения букв. Скороговорки. 14. 15. Прописывание слов, предложений по образцу .Слон. А. Куприн. 16. Прописывание слов, предложений по образцу. Поэтическая страничка. К. Бальмонт. 17. Повторение элементов букв. Поэтическая страничка. Н. Хвостов. 18. Повторение элементов букв. Конструирование букв. 16. 19. Прописывание слов, предложений по образцу. Поэтическая страничка. А. Фет. 20. Повторение элементов букв. Зимняя сказочка. 21. 22. Повторение элементов букв. Загадки. 24. 22. Прописывание слов, предложений по образцу. Поэтическая страничка. Н. Некрасов.1 24. Прописывание слов, предложений по образцу. Поэтическая страничка. А. Майков. 25. Списывание предложений с образца 25. 26. Прописывание слов, предложений по образцу. Поэтическая страничка. А. Плещеев. 23. Списывание предложений с образца 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28. 27 27. Конструирование букв из элементов. 29. 1 28 33. Проверка скорописи. Игры «Поле чудес», «Разведчики». 35. Праздничное занятие «Король письма» 1 4 класс № Название темы п\п 1 2. Ориентирование на листе бумаги. Большие и малые наклонные линии. Повторение элементов букв. Короткая наклонная с закруглением вправо. Сочетания жи-ши, чу-щу. 2 10. Повторение элементов букв. Короткая наклонная с закруглением вверху и внизу. Правописание безударных гласных в корне слова. 3 4. Повторение элементов букв. Длинная наклонная линия. Мягкий знак – показатель мягкости. 4 5. Прописывание текста с соблюдением всех каллиграфических норм. Парные согласные в слабой позиции. 5 6. Соединения букв. Правописание –о, -е после шипящих в корне слова. 6 8. Соединения букв. Правописание согласных в корне слова. 7 8. Соединения букв. Вспоминаем правила переноса. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 9. Прописывание текста с соблюдением всех каллиграфических норм. Удвоенная согласная в слове. 9 11. Соединения букв. Правописание безударных гласных в корне слова. 10 11. Соединения букв в словах. Правописание суффиксов. 1 11 12. Прописывание слов, предложений по образцу. Падежные окончания имен существительных. 12 13. Списывание текста с образца. Правописание приставок. 1 13 15. Списывание текста с образца. Правописание слов с соединительными гласными – о, - е. 14 12. Соединения букв. Правописание безударных гласных в корне слова. 15 16. Прописывание слов, предложений по образцу. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. 16 17. Прописывание слов, предложений по образцу. Падежные окончания имен прилагательных. 17 18. Повторение элементов букв. Правописание –тся, -ться в глаголах. 18 19. Повторение элементов букв. Конструирование букв. Личные окончания глаголов. 19 20. Прописывание слов, предложений по образцу. Не с глаголами. 1 20 21. Повторение элементов букв. Написание –Ь в именах существительных после шипящих. 21 23. Повторение элементов букв. Правописание словарных слов. 1 22 23. Прописывание слов, предложений по образцу. Чередование – о, -е в корне. 23 25. Прописывание слов, предложений по образцу. Буквы –з, -с в приставках. 24 26. Списывание предложений с образца. Чередование –е, -и в 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25 26 27 28 корне. 27. Прописывание слов, предложений по образцу. Тире между подлежащим и сказуемым. 13. Списывание предложений с образца. Правописание безударных гласных в корне слова. 28. Конструирование букв из элементов. Правописание словарных слов. 34. Проверка скорописи. Игры «Поле чудес», «Разведчики». 36. Праздничное занятие «Король письма» 1 1 1 1 Виды упражнений по каллиграфии. 1. Штриховка, письмо бордюров, узоров, росчерков. 2. Упражнения на развитие мышц руки: «ходьба пальчиками»; «игра на пианино»; «юла»; «посолим суп»; «пальчики здороваются»; «человечек ходит»; «дождик капает»; «пилим дрова»; «стреляем из лука»; «рисуем в воздухе»; зарядка под рифму; «запускаем вьюнки». 3. Игровые ситуации: «Бюро находок» (закрепление знания элементов). Учитель выставляет в окошечко элементы, а дети должны узнать, какая буква их «потеряла»; «Доктор Айболит» (развитие каллиграфической зоркости и предупреждение ошибок). Доктор (ученик) «ставит диагноз больной букве» и рассказывает, как надо её лечить (правильно писать). «Угадайте букву по алгоритму». «Поле чудес» (отгадывание букв по алгоритму, складывание в слова). 5.Методическое обеспечение и условия реализации программы 1. Илюхина В.А. Рабочая тетрадь: Чистописание 1, 2, 3, 4 кл.-М.Дрофа. 2. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализа ошибок при письме. \\ Нач. шкл. – 1999. - №8. 3. Потапова Е.Н. Радость познания: Книга для учителя. – М. Просвещение, 1990 (Творческая лаборатория учителя). 4. Карнаухова Г. И. Красиво писать — красоту творить //Начальная школа. — 1997. №5. С. 37-39 5. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Русский язык. Правила и упражнения.,М. АСТ: Астрель, 2015 6. Федосова Н.А. Как исправить почерк детей. \\ Нач. шк. – 1990. - №4. 7. Альбомы для штриховки. 8. Линейки – трафареты с геометрическими фигурами, шаблоны фигурок. 9. Карточки с алгоритмом букв, буквами и элементами букв для дидактических игр. 10. Доска. 11. Цветные мелки для учителя. 12. Цветные карандаши для учащихся. 13. Вьюнки для развития мелкой моторики. 14. Индивидуальные доски для отработки каллиграфических навыков. 15.Секундомер. 6. Литература 1. Илюхина В.А. Рабочая тетрадь: Чистописание 1, 2, 3, 4 кл.-М.Дрофа. 2. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализа ошибок при письме. \\ Нач. шкл. – 1999. - №8. 3. Потапова Е.Н. Радость познания: Книга для учителя. – М. Просвещение, 1990 (Творческая лаборатория учителя). 4. Карнаухова Г. И. Красиво писать — красоту творить //Начальная школа. — 1997. №5. С. 37-39 5. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Русский язык. Правила и упражнения.,М. АСТ: Астрель, 2015 6. Федосова Н.А. Как исправить почерк детей. \\ Нач. шк. – 1990. - №4. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)