Содержание: 1. Пояснительная записка. 2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание программы. 5. Методическое обеспечение и условия реализации программы. 6. Литература. 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа составлена на основе: Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); Концепции дополнительного образования РФ до 2020 года; Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 - 14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Постановления Правительства Российской Федерации № 706 от 15.08.2013 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.03. 2002 № 864 «Об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования»; Устава МАОУ СОШ № 77; Лицензии МАОУ СОШ № 77; Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 77; «Положения о порядке предоставления платных образовательных услуг » МАОУ СОШ № 77; программы О.Васильевой, Ш.Ахмадуллина, М.Шутовой. «Программы по скорочтению для детей» Рабочая программа к курсу «Скорочтение и развитие памяти» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторских методик «Программы по скорочтению для детей» педагогов дополнительного образования высшей категории О.Васильевой, Ш.Ахмадуллина, М.Шутовой. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на три года обучения. Курс рассчитан на 1 час в неделю: по 28 ч во 2-4 классах. Программа курса «Скорочтение и развитие памяти» реализуется в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом. При составлении программы использованы авторские теоретические и практические материалы. Значение скоростного чтения для успешного освоения учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения на основе скорочтения является фундаментом всех универсальных учебных действий. Через смысловое чтение формируются УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка. Мы живем в век информационных технологий, когда количество информации с каждым годом стремительно растет. И очень важно уметь грамотно «процеживать», «пропускать» огромные информационные объемы через себя, вычленять нужное и отбрасывать «мусор». Поэтому чем раньше овладеешь этим навыком осознанного и быстрого чтения — тем лучше. Жизнь ученика по своей насыщенности и нагрузке не намного отличается от жизни взрослого человека. У ученика ежедневно в расписании большое количество уроков, не считая кружков и секций. К тому же каждый учитель считает свой урок самым важным и нужным, а выходные — тем временем, когда ученика не только можно, но и нужно нагрузить по максимуму. В таких условиях навык быстрого, рационального чтения с пониманием и последующим запоминанием текстов существенно сэкономит время и превратит двоечника в отличника, а инфантильного, ничем не интересующегося ученика — в лидера. Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать тот факт, что современные дети почти не читают. Это очень больной вопрос, требующий подробного изучения, но одно можно сказать точно: практически все учащиеся, обученные скорочтению, начинают любить книги. Главное при обучении учащихся скорочтению - это помочь ученику стать более успешным в изучении и поиске учебного материала. Обязательно нужно учитывать, что каждый ученик индивидуален, поэтому необходимо корректировать его обучение. Скорочтение» — это не обман и не магия, а всего лишь набор приемов и методик, это навык, который можно «встроить» в каждого ученика. После того, как ученик однажды научится «скорочитать», он будет делать это всю жизнь. Ведь этот навык крепко закрепляется. Почему навыку тяжело разучиться? Потому что при формировании навыка в мозгу создаются новые, устойчивые нейронные связи. То есть навык «прошивается» в мозг. Немаловажное умение для ученика - это умение постигать информацию эффективно, с высоким уровнем освоения содержательных глубин текста. Это умение становится особенно востребованным в среднем школьном звене, когда материал по изучаемым учебным дисциплинам становится объемным. Именно поэтому внедрение технологий обучения скорочтению в школе первой ступени становится оправданным. Владея навыками скорочтения, будущий старшеклассник сможет безболезненно ориентироваться в резко увеличившемся объеме учебной информации, а это одно из условий успешной адаптации обучающихся при переходе на новую ступень образования. Стандартно выделяют 5 основных причин медленного чтения: - артикуляция (движения губ, языка, у кого-то челюсти, других органов, которые участвуют в процессе чтения), - регрессии (возвратное движение глаз при чтении), - «мало вижу - медленно читаю» (малое пятно ясного видения). Ученик, который читает медленно, видит за один взгляд от 8 до 12 символов (букв). Владеющий скорочтением, видит несколько слов (от 20 символов) и воспринимает их сразу, - слабое внимание, - отсутствие плана при чтении. Скорочтение — это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы информации. От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность ученика. Поэтому навык скоростного чтения должен быть сформирован еще в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения ребёнок имел скорость чтения не ниже 120 -150 слов в минуту. Но при этом читал осознанно, правильно, выразительно. Новизна представленной программы заключается в том, что ученики имеют возможность в полной мере получить знания не только по осмысленному чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а также улучшить свою речь. За счет выполнения разнообразных упражнений концентрируется внимание, расширяется поле зрения, синхронизируются оба полушария. Более того, сам механизм чтения и восприятия прочитанного, подскажет, как стать по-настоящему грамотным читателем и успешнее плыть в море современной печатной продукции. Цель реализации программы: создание условий для развития навыков рационального чтения, повышения скорости чтения и долговременному усвоению информации. Задачи: - освоение приёмов и техник скорочтения; - развитие памяти и внимания; - улучшение понимания прочитанной информации; - развитие навыков логического мышления; - развитие умения работать с текстом (анализ структуры текста); - развитие речи. -развитие познавательной и творческой активности, интеллектуальных способностей -совершенствование умения ориентироваться в постоянно-меняющемся информационном потоке -создание комфортной обстановки для раскрытия умственных способностей обучающихся -развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание -формирование практических навыков по скорочтению, умственной и психологической деятельности - развитие концентрации внимания Планируемые результаты. - освоение алгоритма рационального чтения; - освоение техник запоминания материала, улучшение качества запоминания; - активизация высших психических функций; - расширение поля зрения; - более высокий уровень концентрации и распределения внимания; - развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной, фотографической, логической и других; - синхронизация обоих полушарий; - развитие артикуляции и моторики; - увеличение скорости чтения. Программа включает три основных направления: - Обучение детей скоростному и осознанному чтению. - Развитие зрительной и слуховой памяти. - Улучшение разговорной речи. Принципы обучения: - принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности ребёнка при руководящей роли педагога; - принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного обучения скорочтению, улучшению зрительной и слуховой памяти, как выражение комплексного подхода; - принцип связи обучения с жизнью; - постоянный поиск новых форм работы и совершенствования технологии Один из самых главных принципов обучения скорочтению - постоянно держать ребенка на грани его возможностей. Приемы и методы обучения: Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение. Наглядные: демонстрация. Практические: упражнения, выполнение графических записей. Аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, самоанализ, опрос. Артикуляционная гимнастика; чтение слогов, текста; упражнения на слуховую память; упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд; упражнения на концентрацию внимания; упражнения на логическое мышление; корректурная проба. - Средства обучения: - наглядный материал: таблицы, схемы, образцы; - методическая литература: книги, журналы; - оборудование: книги, карандаши, ручки; - материалы: тексты для чтения, корректурные пробы, таблицы, рисунки для запоминания, - набор для слуховой памяти. Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты У учащихся будут сформированы: -новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности -мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей умение использовать техники запоминания при работе с учебным материалом -положительная самооценка за счёт повышения успешности деятельности Метапредметные результаты Регулятивные УУД: обучающийся научится: -- управлять своим вниманием - использовать технику дыхательных упражнений для достижения высокой умственной работоспособности - справляться с информационным «завалом»; - максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение; Познавательные УУД: обучающийся научится: - выделять в тексте самое важное и необходимое -- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации - обоснованно делать выводы, доказывать -- извлекать и анализировать информацию из различных источников Коммуникативные УУД: обучающийся научится: - логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; - обоснованно делать выводы, доказывать - развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения качества устной речи Основной показатель качества освоения программы – увеличение скорости чтения и быстрое усвоение необходимой информации, личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в ученическом коллективе. 3. Учебно-тематический план. «Скорочтение и развитие памяти» 28 ч. № Тема учебного занятия п/п 1 2 Мир общения. Замер стартовой скорости чтения. Определение понимания прочитанного. Секретные упражнения в скорочтении. Всего часов Содержание деятельности Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности 1 беседа о пользе скорочтения 1 сообщение о видах упражнений и техникой их выполнения объяснение техники выполнения тренингового упражнения на увеличение «пятна ясного видения», тренировку внимания, особенности чтения с указкой объяснение техники выполнения тренинговых упражнений на тренировку внимания 3 Расширение поля зрения. 1 Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. 4 Расширение поля зрения. 1 Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Практическая часть занятия /форма организации деятельности чтение текста на время, ответы на вопросы по содержанию пробный тренинг с каждым видом упражнений тренинг Шульте 3х3 (2 таблицы), чтение с указкой 2 мин, 2 лабиринта, дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка тренинг Шульте 3х3 (2 таблицы), чтение с указкой 1 мин, дыхательная гимнастика («струп-тест» и «разноцветные числа») 5 Отработка дикции. Чтение 1 с указкой. Расширение поля зрения. Синхронизация обоих полушарий. 6 Тренировка на быстрое 1 переключение внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. 7 Расширение поля зрения. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. 1 8 Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. 1 9 Расширение поля зрения. 1 Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. (1 упр.), чистоговорка «струп –тест», «разноцветные числа» (прямой порядок) объяснение техники тренинг выполнения тренингового Шульте 4х4 (3таблицы) упражнения на рисование двумя руками-1 синхронизацию обоих картинка, полушарий (рисование двумя «алфавит»прямой порядок руками, «алфавит») только с руками-1 блок, чтение с указкой 3 мин, дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка объяснение техники тренинг выполнения тренингового Шульте 3х3 упражнения на тренировку (2 таблицы), чтение с внимания «большие и малые указкой 2 мин, числа» дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка лабиринты-2 любых, «большие и малые числа» прямой порядок-3 мин объяснение техники тренинг выполнения тренингового дыхательная гимнастика упражнения на расширение (1 упр.), чистоговорка, горизонталь чтение с указкой 2 мин, ной и вертикальной клиновидная таблица составляющей «пятна ясного вертикальная 1 мин, видения» клиновидная таблица горизонтальная 1 мин, рисование двумя руками-1 картинка установка на соблюдение тренинг правильной техники дыхательная гимнастика выполнения тренинговых (1 упр.), скороговорка, упражнений чтение с указкой-2 раза по 3 мин, клиновидная таблица горизонтальная 1 мин, Шульте 3х3 (2 таблицы), «струп-тест» установка на соблюдение тренинг правильной техники дыхательная гимнастика выполнения тренинговых (1 упр.), чистоговорка, упражнений чтение с указкой-1мин, Шульте 3х3 (2 таблицы), «разноцветные числа» (прямой порядок и 10 Отработка дикции. Чтение 1 с указкой. Тренировка внимания. Синхронизация обоих полушарий. установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений 11 Развитие зрительной памяти. Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка на быстрое переключение внимания. Расширение поля зрения. 1 установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений 12 Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Тренировка внимания. 1 установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений 13 Синхронизация обоих полушарий Отработка дикции. Чтение с указкой Тренировка внимания. 1 объяснение техники выполнения тренингового упражнения на синхронизацию обоих полушарий («алфавит» с руками и ногами) 14 Тренировка внимания. 1 Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений 15 Отработка дикции. Синхронизация обоих полушарий Развитие зрительной памяти. установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений 1 обратный) тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, чтение с указкой-2 раза по1 и 2 мин, «алфавит» обрат ный порядок только с руками-1 блок, «струп-тест» тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой 3 мин Шульте 5х5 (2 таблицы), лабиринты-2 любых, «большие и малые числа» прямой порядок-3 мин «большие и малые числа» обратный порядок-3 мин тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, чтение с указкой 1 мин Шульте 4х4 (3 таблицы), «струп-тест» «алфавит» обрат ный порядок только с руками-1 блок тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, рисование двумя руками -чтение с указкой «струп-тест»,«алфавит» обратный порядок с руками и ногами-1 блок тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой-2 раза по 1мин «струп-тест» Шульте 4х4 (3 таблицы тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, чтение с указкой-2 мин Тренировка внимания. 16 Тренировка на быстрое переключение внимания. Синхронизация обоих полушарий Отработка дикции. Чтение с указкой. 1 установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений 17 Развитие зрительной 1 памяти. Синхронизация обоих полушарий. Увеличение «пятна ясного видения». установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений 18 Тренировка внимания. 1 Увеличение «пятна ясного видения». Синхронизация обоих полушарий. объяснение техники выполнения тренингового упражнения на синхронизацию обоих полушарий («устный счет») 19 Отработка дикции. Тренировка на быстрое переключение внимания. Синхронизация обоих полушарий. 1 установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений 20 Расширение поля зрения. 1 Отработка дикции. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий. установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений рисование двумя руками-1 картинка «струп-тест» лабиринты-2 любых тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, чтение с указкой-2 раза- 2 и 3 мин «алфавит» прямой порядок с руками и ногами-1 блок «большие и малые числа» прямой порядок-3 мин тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой 2 мин лабиринты-2 любых Шульте 4х4 (3 таблицы), рисование двумя руками-1 картинка тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, чтение с указкой 2 раза по 3 мин «струп-тест» Шульте 5х5 (2 таблицы), «устный счёт» 2 мин тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой 3 мин «струп-тест» «большие и малые числа» прямой порядок-3м рисование двумя руками-1 картинка тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой 3 мин «устный счёт» 1 мин клиновидная таблица горизонтальная 1 мин и вертикальная 1 мин, 21 Быстрое переключение и 1 тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий. установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений 22 Увеличение «пятна ясного 1 видения». Отработка дикции. Чтение с указкой установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений 23 Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой Тренировка внимания. 1 установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений 24 Тренировка внимания. 1 Увеличение «пятна ясного видения». Развитие зрительной памяти. установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений 25 Синхронизация обоих полушарий. Тренировка внимания. Увеличение «пятна ясного видения». 1 установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений 26 Увеличение «пятна ясного 1 видения». Быстрое переключение и тренировка внимания. установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений «алфавит», обратный порядок с руками и ногами тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, «большие и малые числа» прямой порядок-3м «разноцветные числа» (прямой порядок ) чтение с указкой 1 мин «алфавит» прямой порядок с руками и ногами тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, Шульте 5х5 (2 таблицы) чтение с указкой 2 и 3мин Шульте 4х4 (3 таблицы) тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, рисование двумя руками чтение с указкой 3мин «устный счёт» 2 мин «струп-тест» тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, «разноцветные числа» (прямой порядок ) чтение с указкой 2 мин Шульте 5х5 (2 таблицы) лабиринты-2 любых тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, «алфавит» прямой порядок с руками чтение с указкой 2 раза по 3 мин «струп-тест» Шульте 5х5 (2 таблицы) тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, Шульте 5х5 (3 таблицы) Синхронизация полушарий. 27 Работа с текстами с применением техник скорочтения. 1 28 Контрольный замер скорости чтения. Определение понимания прочитанного. итого 1 рекомендации и советы по оптимальному использованию техник скорочтения при работе с текстом беседа о пользе тренинговых упражнений «большие и малые числа» прямой порядок-3м «алфавит» прямой порядок ( с руками) «струп-тест» чтение текстов и определение понимания прочитанного чтение текста на время, ответы на вопросы по содержанию 28 Тематическое планирование 2 класс (28 часов, 1 час в неделю) № Тема 1 Вводное занятие. Мир общения. Чтение - вот лучшее умение! Игры с буквами и словами. Игра « Первый звук потерялся» 2 Чтение слогов. Работа со скороговорками. Игры «Деда Буквоеда». 3 Игры с буквами. Акросхемы. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата. 4-5 Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка горизонтального движения глаз. Удивительные невидимки звуки. Игра «Подскажи словечко» 6 Занимательные игры со словами. Чтение «марсианского» стихотворения. Весёлые странички. 7 Добрый “волшебник” – Ударение. Попробуй изменить ударение. 8 Играем в прятки с буквами. Игра «Да и нет». Составление рассказа на запоминание. 9 Разгадываем ребусы. Загадки. Шарады из слов. 10 Игры с буквами и словами. Игра « Первый звук потерялся» 11-12 Слова – друзья. Синонимы. Занимательные кроссворды. Ребусы 13-14 «Таблица Шульте». Работа с текстами на время. Отработка ускорения. Упражнение «Корректурная проба. 15 Работа с текстами, используя полную организацию внимания. 16 Работа с разными текстами, используя оперативную память. 17 Работа с текстом. Осмысливание. Работа с карандашом. 18 Текст. Осмысливание. Опорные слова. 19 Текст. Использование «Таблицы Шульте». 20 Слова – спорщики. Антонимы. 21 Одинаково звучащие слова. Амонимы 22 Конструирование смысла текстов. 23 Ассоциативная связь с понятием. 24 Занимательные кроссворды. Ребусы 25 Решаем анаграммы. Работа с текстами. Доминанта. 26 Отгадываем загадки. Созерцание зеленой точки. 27 Работа с карандашом и движением рук. 28 Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка горизонтального движения глаз. Итоговое занятие. 3 класс (28 часов, 1 час в неделю) № Тема 1 Вводное занятие. В мире безмолвия и неведомых звуков. 2 В страну слов. Первые встречи. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата. 3 К тайнам волшебных слов. Работа со слогами. 4 Выбор друзей в Стране Слов 5 К несметным сокровищам Станы Слов. 6 Чудесные превращения слов. Чтение «марсианского» стихотворения. 7 В гости к Алфавиту. Работа со слогами. 6-9 Текст. Использование «Таблицы Шульте». 10 Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка горизонтального движения глаз. 11-12 Работа с текстом. Доминанта. 13 Работа с текстом. Созерцание зелёной точки. 14 В Страну Слогов. Чтение «марсианского» стихотворения. 15 Неожиданная остановка в пути. Работа с текстом на время 16-17 Упражнение на развитие слуховой памяти. Составление рассказа на запоминание. 18 На карнавале слов. Работа с «Таблицами Шульте». 19 В Театре близнецов. Работа с текстом на время 20 Упражнение «Корректурная проба. 21 Следопыты развлекают гостей. 22-23 В Клубе весёлых человечков. 24 К словам – родственникам. Почему их так назвали? 25 Занимательные кроссворды. Ребусы 26 Текст. Осмысливание. Опорные слова. 27 28 Работа с двухминутным текстом. Итоговое занятие. 4 класс (28 часов, 1 час в неделю) № Тема 1 Вводное занятие. Особенности традиционных методов чтения. 2 Чтение простейших слогов. Работа с таблицами по цифрам и алфавиту. 3 Работа с текстами на время. Отработка ускорения. 4 Работа с текстами, используя полную организацию внимания. 5 Работа с разными текстами, используя оперативную память. 6 Работа с текстом. Осмысливание. Работа с карандашом. 7 Текст. Осмысливание. Опорные слова. 8 Текст. Использование «Таблицы Шульте». Поиск цифр и букв Подготовительный этап. 9 Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка горизонтального движения глаз. 10 Работа с текстом. Доминанта. 11 Работа с текстом. Созерцание зелёной точки. 12 Чтение текстов с одновременным выстукиванием ритма. 13 Работа с текстами по интегральному алгоритму. Зрительное видение названия текста, автора, основное содержание страницы. 14 Работа с алгоритмами и умением заполнять все блоки. 15 Работа с текстами. Знакомство с фильтрацией, ключевыми словами, смысловыми рядами. Доминанта. 16 Закрепление полученных приемов чтения. 17 Чтение текстов с одновременным выстукиванием ритма. 18 Работа с карандашом и движением рук. 19 Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка горизонтального движения глаз. 20 Работа с текстами. Доминанта. Созерцание зеленой точки. 21 Конструирование смысла текстов. Ассоциативная связь с понятием. 22 Чтение текстов, используя «Метод штурма» и вертикальные линии. 23-24 Работа с текстами. Два способа организации внимания. Непроизвольное внимание. 25 Работа с текстами. Два способа организации внимания. Произвольное внимание. 26-27 Работа с текстом, используя оперативную память, осмысливание текстов. 28 Работа с двухминутным текстом. Закрепление. Отработка. Итоговое занятие. 4. Содержание программы Главной задачей занятий по скорочтению является обучение детей осмысленному чтению, улучшению зрительной и слуховой памяти и логическому мышлению. На занятиях дети читают слоги, затем переходят к словам разной сложности, а затем к отработке текстов усложненных вариантов. Для развития памяти используются рисунки и слова, с каждым занятием количество слов и рисунков увеличивается, доходя до 100 слов и 100 рисунков. Принципы построения занятий: 1. От простого к сложному. 2. Каждое занятие рассчитано на 45 мин 3. Наращивание темпа выполнения заданий; 4. Смена разных видов деятельности. Программа состоит из двух частей. Первая часть — теоретическая, вторая – практическая (тренинговая).Теоретическая часть содержит достаточно много советов, которыми нужно будет пользоваться во время выполнения тренинговой части. Вторая часть представляет собой тренинг, который состоит из нескольких шагов. Выполнение этих шагов позволит ученику овладеть скорочтением. Чтобы добиться результатов, необходимо четко выполнять задания тренинга, проходить все тесты по указанному плану. Совершенствованию навыков чтения способствует и домашняя тренировочная работа. Здесь важная роль отводиться родителям. На занятиях и консультациях родители знакомятся с различными приемами и упражнениями по формированию навыка чтения, чтобы помощь была эффективнее. Структура занятия Формы организации учебного процесса: практическое занятие. Формы организации текущего контроля: замер скорости чтения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 40-45 минут. Каждое занятие включает в себя упражнения разной направленности: 1. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата, артикуляции и дикции, выразительности чтения. 2. Работа со скороговорками. 3. Работа со слоговыми таблицами. 3. Упражнения на внимание 4. Чтение с указкой 5. Чтение «марсианских» стихов. 6. Работа с «Таблицами Шульте». 7. Работа с текстом на время. 8. Упражнения на расширение поля зрения. 9. Упражнение на развитие зрительной памяти. 10. Упражнение «Корректурная проба». 11. Упражнение на развитие слуховой памяти 12.Упражнения на синхронизацию обоих полушарий Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся № п/ Содержание п материала Развитие 1. артикуляции и дикции Кол-во часов на каждом занятии 2. Развитие внимания на каждом занятии 3. Расширение поля зрения на каждом Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) произносить звуки чётко, ясно, не торопясь; соединять скороговорку с различными движениями пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев левой и правой руки; отрабатывать чистоту произнесения звуков, для выработки правильного дыхания, чувства ритма; выполнять технику дыхательных упражнений; внимательно читать про себя; управлять своим вниманием; тренировать внимание; быстро перестраиваться, чтобы выполнить упражнение; видеть ясным взором большую область текста; выделять в тексте самое важное и необходимое; занятии 4. Синхронизация обоих полушарий на каждом занятии 5. Чтение с указкой на каждом занятии находить боковым зрением цифры; тренировать движение глаз; расширять горизонтальную и вертикальную составляющую «пятна ясного видения»; заставить синхронно работать оба полушария мозга; овладеть техникой рисования двумя руками; соотносить букву-ногу и руку в ходе выполнения упражнения; читать с помощью указки; избегать возвратных движений при чтении; вести указку непрерывно, не останавливаясь, и постоянно ускоряя свои движения; 6. Литература. 1.Ахмадуллин Ш. «Скорочтение для детей: как научить ребенка читать и понимать прочитанное».- М.: Билингва, 2015- 160 с. 2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с 3. Зайцев В.Н. "Резервы обучения чтению”. – М.: "Просвещение”, 1991. – 32с. 4. Экгардт Р.Н. «Книга для обучения детей быстрому чтению» Изд. «Рекпол» г. Челябинск, 2011г 5.Узорова О.,Нефёдова Е. «Быстрое обучение чтению» Изд. «Астрель», 2002г 6. Федоренко И.Т. Развитие оперативной памяти. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)