Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. План внеурочной деятельности начального общего и основного общего образования разработан на основе следующих нормативных документов: Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); Федерального закона от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями 2022 г.); Приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями 2022 г.); Приказа Минпросвещения России от 27.12.2023 № 1028 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования»; Приказа Минпросвещения России от 22.01.2024 № 31 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229); Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370, «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023); Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 01.02.2024 № 62 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями 2022г.); Письма Минпросвещения Российской Федерации от 5 июля 2022 г. N ТВ-1290/03 «Об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС НОО и ООО»; Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи»; Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Устава МАОУ СОШ № 77; Лицензии на осуществление образовательной деятельности; Свидетельства о государственной аккредитации; Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 77, утвержденной приказом № 225 от 31.08.2023 г. (с изменениями 2024г.); Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ № 77, утвержденной приказом № 225 от 31.08.2023 г. (с изменениями 2024г.). В соответствии с требованиями обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО образовательная организация предлагает до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельности, до 1317 часов на уровне начального общего образования, до 340 часов в год и до 1700 часов на уровне основного общего образования. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более ½ количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.). Содержательное наполнение внеурочной деятельности Часы внеурочной деятельности используются на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся, создаются условия для их самореализации. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания образовательной организации. Формы реализации внеурочной деятельности: клубы, круглые экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, кружки, секции, объединения, столы, конференции, диспуты, школьное научное общество, олимпиады, конкурсы, традиционные мероприятия, праздники, классные часы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно – полезные практики. Такие формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работу; обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся. С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности главным образом используются через реализацию модели плана с преобладанием учебнопознавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам, формированию функциональной грамотности; занятиям обучающихся с педагогами, сопровождающими проектно-исследовательскую деятельность; профориентационные занятия обучающихся. Планирование внеурочной деятельности С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования целесообразно при формировании плана внеурочной деятельности образовательной организации предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся: 1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном»; 1 час в неделю – на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности); 1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся. Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включены: 3 часа в неделю – на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения); 2 часа в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных секциях); 2 часа в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся. Основное содержание перечисленных занятий внеурочной деятельности отражено в таблице. Таблица. Направления внеурочной деятельности, включенные в план внеурочной деятельности образовательной организации Направление внеурочной деятельности Количество часов в неделю Основное содержание занятий Часть, рекомендуемая для всех обучающихся Информационнопросветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» 1 Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся 1 Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся 1 Основные темы: занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью). Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления и глобальных компетенций. Основные организационные формы: интегрированные курсы, метапредметные кружки или факультативы8 Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности. Основные организационные формы: профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий и профориентационных парков. Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами получения профессионального образования; создание условий для развития надпрофессиональных навыков (общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности. Вариативная часть Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся 3 Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов 2 Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов. Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям, как залогу их собственного будущего, и к культуре в целом, как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России. Основные направления деятельности: занятия по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов или модулей; занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности; занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами участников образовательных отношений; дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы или трудности в освоении языка обучения; специальные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или испытывающими затруднения в социальной коммуникации. Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. Основные задачи: раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре; физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых; оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности 2 природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование навыков самообслуживающего труда. Основные организационные формы: занятия школьников в различных творческих объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных студиях, театральных кружках или кружках художественного творчества, журналистских, поэтических или писательских клубах и т.п.); занятия школьников в спортивных объединениях (секциях и клубах, организация спортивных турниров и соревнований); занятия школьников в объединениях туристскокраеведческой направленности (экскурсии, развитие школьных музеев); Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений – заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения. Основная задача: обеспечение психологического благополучия обучающихся в образовательном пространстве школы, создание условий для развития ответственности за формирование макро и микро коммуникаций, складывающихся в образовательной организации, понимания зон личного влияния на уклад школьной жизни. Основные организационные формы: педагогическое сопровождение деятельности Российского движения школьников и Юнармейских отрядов; волонтерских, трудовых, экологических отрядов, создаваемых для социально ориентированной работы; выборного Совета обучающихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией; Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов; постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов); творческих советов, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций; созданной из наиболее авторитетных старшеклассников группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе и т.п. Об управленческих механизмах организации внеурочной деятельности - Внесены изменения в локальные акты общеобразовательной организации; - спланирована работа обеспечению условий для организации внеурочной деятельности (кадровых, материально-технических, финансовых, информационных и т.п.); - определена методическая работа на уровне образовательной организации. В организации внеурочной деятельности принимают участие участники образовательных отношений соответствующей квалификации: заместители директора, учителя-предметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования, советник директора по воспитанию, педагог-организатор, педагог-психолог, учительлогопед, социальный педагог, педагог-библиотекарь. Организация работы по проведению информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» возложена на классных руководителей. В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательная организация использует ресурсы других организаций. Начальное общее образование Направления Наименование рабочей программы ВД, программы ДО Количество часов в неделю 1 класс 2 класс Часть плана, рекомендуемая для всех обучающихся Разговоры о важном 1 1 «Разговоры о важном» (Информационнопросветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности, разработанные на федеральном уровне) Экономика: первые шаги 1 1 Формирование функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой) 3 класс 4 класс 1 1 1 1 Юный психолог Профориентаци онная работа/предприни мательство (Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся) - 1 - 0,5 Вариативная часть плана внеурочной деятельности Дополнительное изучение учебных предметов (3 ч.) (Углубленное изучение учебных предметов или модулей; организация учебно- исследовательской и проектной деятельности и др.) Удивительный мир слов В мире книг Занимательная математика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Занимательный английский Этика: азбука добра - 1 1 - 1 - - - Каллиграфия и грамотность Театр на английском языке Я пешеход и пассажир 1 - - - - - 1 0,5 1 1 1 1 Юный турист: изучаю родной край Праздники, традиции и ремесла народов России «Орлята России» 1 1 1 1 1 1 1 1 9 10 10 1 10 297 340 340 340 Развитие личности и самореализация (2 ч.) (Удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии) Итого за неделю Итого за год Итого за 4 года обучения 1317 Основное общее образование Направления Наименование рабочей программы ВД, программы ДО Количество часов в неделю 5 6 7 класс класс класс Часть плана, рекомендуемая для всех обучающихся (3 часа) «Разговоры о важном» Разговоры о важном 1 1 1 8 класс 9 класс 1 1 (Информационнопросветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности, разработанные на федеральном уровне) Формирование функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой) Профориентаци онная работа (Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся) Функциональная грамотность: учимся для жизни 1 Россия – мои горизонты Профориентация 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Вариативная часть плана внеурочной деятельности Дополнительное изучение учебных предметов (3 ч.) (Углубленное изучение учебных предметов или модулей; организация учебноисследовательской и проектной деятельности и др.) Развитие личности и самореализация (2 ч.) (Удовлетворение интересов и потребностей Лексическое богатство русского языка Раскрываем тайны русского языка Лингвистический калейдоскоп Литературное краеведение Занимательная математика Увлекательная математика каждому Загадки истории Этот удивительный мир Проектная деятельность Любительский театр 1 1 - - - 1 1 1 1 - 1 - 1 - 0,5 0,5 0,5 Кружок «Юный художник» Художественное творчество в дизайне Графика 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 1 1 1 1 0,5 - - 0,5 обучающихся в творческом и физическом развитии) Искусство 0,5 Уроки здоровья 0,5 Мини-футбол 0,5 - - Настольный теннис - 0,5 - Шахматы - - 0,5 0,5 1 Воспитательные мероприятия школы и класса Досугово-развлекательная деятельность: подготовка и проведение общешкольных праздников Я - волонтер Школьные акции «Твори добро» 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Итого за неделю 10 10 10 10 10 Итого за год 340 340 340 340 340 Комплекс воспитательных мероприятий (2 ч.) (Удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся) Итого за 5 лет обучения 1700