Содержание: 1. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы. 2. Содержание программы. 3. Учебно-тематический план. 1. Планируемые результаты. - освоение алгоритма рационального чтения; - освоение техник запоминания материала, улучшение качества запоминания; - активизация высших психических функций; - расширение поля зрения; - более высокий уровень концентрации и распределения внимания; - развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной, фотографической, логической и других; - синхронизация обоих полушарий; - развитие артикуляции и моторики; - увеличение скорости чтения. Программа включает три основных направления: - Обучение детей скоростному и осознанному чтению. - Развитие зрительной и слуховой памяти. - Улучшение разговорной речи. Принципы обучения: - принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности ребёнка при руководящей роли педагога; - принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного обучения скорочтению, улучшению зрительной и слуховой памяти, как выражение комплексного подхода; - принцип связи обучения с жизнью; - постоянный поиск новых форм работы и совершенствования технологии Один из самых главных принципов обучения скорочтению - постоянно держать ребенка на грани его возможностей. Приемы и методы обучения: Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение. Наглядные: демонстрация. Практические: упражнения, выполнение графических записей. Аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, самоанализ, опрос. Артикуляционная гимнастика; чтение слогов, текста; упражнения на слуховую память; упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд; упражнения на концентрацию внимания; упражнения на логическое мышление; корректурная проба. - Средства обучения: - наглядный материал: таблицы, схемы, образцы; - методическая литература: книги, журналы; - оборудование: книги, карандаши, ручки; - материалы: тексты для чтения, корректурные запоминания, - набор для слуховой памяти. пробы, таблицы, рисунки для Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты У учащихся будут сформированы: -новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности -мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей умение использовать техники запоминания при работе с учебным материалом -положительная самооценка за счёт повышения успешности деятельности Метапредметные результаты Регулятивные УУД: обучающийся научится: -- управлять своим вниманием - использовать технику дыхательных упражнений для достижения высокой умственной работоспособности - справляться с информационным «завалом»; - максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение; Познавательные УУД: обучающийся научится: - выделять в тексте самое важное и необходимое -- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации - обоснованно делать выводы, доказывать -- извлекать и анализировать информацию из различных источников Коммуникативные УУД: обучающийся научится: - логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; - обоснованно делать выводы, доказывать - развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения качества устной речи Основной показатель качества освоения программы – увеличение скорости чтения и быстрое усвоение необходимой информации, личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в ученическом коллективе. 2. Содержание программы Главной задачей занятий по скорочтению является обучение детей осмысленному чтению, улучшению зрительной и слуховой памяти и логическому мышлению. На занятиях дети читают слоги, затем переходят к словам разной сложности, а затем к отработке текстов усложненных вариантов. Для развития памяти используются рисунки и слова, с каждым занятием количество слов и рисунков увеличивается, доходя до 100 слов и 100 рисунков. Принципы построения занятий: 1. От простого к сложному. 2. Каждое занятие рассчитано на 45 мин 3. Наращивание темпа выполнения заданий; 4. Смена разных видов деятельности. Программа состоит из двух частей. Первая часть — теоретическая, вторая – практическая (тренинговая).Теоретическая часть содержит достаточно много советов, которыми нужно будет пользоваться во время выполнения тренинговой части. Вторая часть представляет собой тренинг, который состоит из нескольких шагов. Выполнение этих шагов позволит ученику овладеть скорочтением. Чтобы добиться результатов, необходимо четко выполнять задания тренинга, проходить все тесты по указанному плану. Совершенствованию навыков чтения способствует и домашняя тренировочная работа. Здесь важная роль отводиться родителям. На занятиях и консультациях родители знакомятся с различными приемами и упражнениями по формированию навыка чтения, чтобы помощь была эффективнее. Структура занятия Формы организации учебного процесса: практическое занятие. Формы организации текущего контроля: замер скорости чтения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 40-45 минут. Каждое занятие включает в себя упражнения разной направленности: 1. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата, артикуляции и дикции, выразительности чтения. 2. Работа со скороговорками. 3. Работа со слоговыми таблицами. 3. Упражнения на внимание 4. Чтение с указкой 5. Чтение «марсианских» стихов. 6. Работа с «Таблицами Шульте». 7. Работа с текстом на время. 8. Упражнения на расширение поля зрения. 9. Упражнение на развитие зрительной памяти. 10. Упражнение «Корректурная проба». 11. Упражнение на развитие слуховой памяти 12.Упражнения на синхронизацию обоих полушарий Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся № п/ Содержание п материала Развитие 1. артикуляции и дикции 2. Развитие Кол-во часов на каждом занятии на Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) произносить звуки чётко, ясно, не торопясь; соединять скороговорку с различными движениями пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев левой и правой руки; отрабатывать чистоту произнесения звуков, для выработки правильного дыхания, чувства ритма; выполнять технику дыхательных упражнений; внимательно читать про себя; внимания каждом занятии 3. Расширение поля зрения на каждом занятии 4. Синхронизация обоих полушарий на каждом занятии 5. Чтение с указкой на каждом занятии управлять своим вниманием; тренировать внимание; быстро перестраиваться, чтобы выполнить упражнение; видеть ясным взором большую область текста; выделять в тексте самое важное и необходимое; находить боковым зрением цифры; тренировать движение глаз; расширять горизонтальную и вертикальную составляющую «пятна ясного видения»; заставить синхронно работать оба полушария мозга; овладеть техникой рисования двумя руками; соотносить букву-ногу и руку в ходе выполнения упражнения; читать с помощью указки; избегать возвратных движений при чтении; вести указку непрерывно, не останавливаясь, и постоянно ускоряя свои движения; 3. Учебно-тематический план. «Скорочтение и развитие памяти» 28 ч. № Тема учебного занятия п/п 1 2 Мир общения. Замер стартовой скорости чтения. Определение понимания прочитанного. Секретные упражнения в скорочтении. Всего часов Содержание деятельности Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности 1 беседа о пользе скорочтения 1 сообщение о видах упражнений и техникой их выполнения объяснение техники выполнения тренингового упражнения на увеличение «пятна ясного видения», тренировку внимания, особенности чтения с указкой объяснение техники выполнения тренинговых упражнений на тренировку внимания («струп-тест» и «разноцветные числа») 3 Расширение поля зрения. 1 Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. 4 Расширение поля зрения. 1 Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Практическая часть занятия /форма организации деятельности чтение текста на время, ответы на вопросы по содержанию пробный тренинг с каждым видом упражнений тренинг Шульте 3х3 (2 таблицы), чтение с указкой 2 мин, 2 лабиринта, дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка тренинг Шульте 3х3 (2 таблицы), чтение с указкой 1 мин, дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка «струп –тест», 5 Отработка дикции. Чтение 1 с указкой. Расширение поля зрения. Синхронизация обоих полушарий. 6 1 Тренировка на быстрое переключение внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. 7 Расширение поля зрения. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. 1 8 Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. 1 9 1 Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. 10 Отработка дикции. Чтение 1 «разноцветные числа» (прямой порядок) тренинг объяснение техники Шульте 4х4 (3таблицы) выполнения тренингового рисование двумя руками-1 упражнения на картинка, синхронизацию обоих полушарий (рисование двумя «алфавит»прямой порядок только с руками-1 блок, руками, «алфавит») чтение с указкой 3 мин, дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка объяснение техники тренинг выполнения тренингового Шульте 3х3 упражнения на тренировку (2 таблицы), чтение с внимания «большие и малые указкой 2 мин, числа» дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка лабиринты-2 любых, «большие и малые числа» прямой порядок-3 мин тренинг объяснение техники дыхательная гимнастика выполнения тренингового (1 упр.), чистоговорка, упражнения на расширение чтение с указкой 2 мин, горизонталь клиновидная таблица ной и вертикальной составляющей «пятна ясного вертикальная 1 мин, клиновидная таблица видения» горизонтальная 1 мин, рисование двумя руками-1 картинка тренинг установка на соблюдение дыхательная гимнастика правильной техники (1 упр.), скороговорка, выполнения тренинговых чтение с указкой-2 раза по упражнений 3 мин, клиновидная таблица горизонтальная 1 мин, Шульте 3х3 (2 таблицы), «струп-тест» тренинг установка на соблюдение дыхательная гимнастика правильной техники (1 упр.), чистоговорка, выполнения тренинговых чтение с указкой-1мин, упражнений Шульте 3х3 (2 таблицы), «разноцветные числа» (прямой порядок и обратный) установка на соблюдение тренинг с указкой. Тренировка внимания. Синхронизация обоих полушарий. правильной техники выполнения тренинговых упражнений 11 Развитие зрительной памяти. Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка на быстрое переключение внимания. Расширение поля зрения. 1 установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений 12 Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Тренировка внимания. 1 установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений 13 Синхронизация обоих полушарий Отработка дикции. Чтение с указкой Тренировка внимания. 1 объяснение техники выполнения тренингового упражнения на синхронизацию обоих полушарий («алфавит» с руками и ногами) 14 1 Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений 15 Отработка дикции. Синхронизация обоих полушарий Развитие зрительной памяти. Тренировка внимания. установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений 1 дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, чтение с указкой-2 раза по1 и 2 мин, «алфавит» обрат ный порядок только с руками-1 блок, «струп-тест» тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой 3 мин Шульте 5х5 (2 таблицы), лабиринты-2 любых, «большие и малые числа» прямой порядок-3 мин «большие и малые числа» обратный порядок-3 мин тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, чтение с указкой 1 мин Шульте 4х4 (3 таблицы), «струп-тест» «алфавит» обрат ный порядок только с руками-1 блок тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, рисование двумя руками -чтение с указкой «струп-тест»,«алфавит» обратный порядок с руками и ногами-1 блок тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой-2 раза по 1мин «струп-тест» Шульте 4х4 (3 таблицы тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, чтение с указкой-2 мин рисование двумя руками-1 картинка 16 Тренировка на быстрое переключение внимания. Синхронизация обоих полушарий Отработка дикции. Чтение с указкой. 1 установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений 17 Развитие зрительной памяти. Синхронизация обоих полушарий. Увеличение «пятна ясного видения». 1 установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений 18 Тренировка внимания. Увеличение «пятна ясного видения». Синхронизация обоих полушарий. 1 объяснение техники выполнения тренингового упражнения на синхронизацию обоих полушарий («устный счет») 19 Отработка дикции. Тренировка на быстрое переключение внимания. Синхронизация обоих полушарий. 1 установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений 20 1 Расширение поля зрения. Отработка дикции. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий. установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений «струп-тест» лабиринты-2 любых тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, чтение с указкой-2 раза- 2 и 3 мин «алфавит» прямой порядок с руками и ногами-1 блок «большие и малые числа» прямой порядок-3 мин тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой 2 мин лабиринты-2 любых Шульте 4х4 (3 таблицы), рисование двумя руками-1 картинка тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, чтение с указкой 2 раза по 3 мин «струп-тест» Шульте 5х5 (2 таблицы), «устный счёт» 2 мин тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой 3 мин «струп-тест» «большие и малые числа» прямой порядок-3м рисование двумя руками-1 картинка тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой 3 мин «устный счёт» 1 мин клиновидная таблица горизонтальная 1 мин и вертикальная 1 мин, «алфавит», обратный порядок с руками и 21 1 Быстрое переключение и тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий. установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений 22 Увеличение «пятна ясного видения». Отработка дикции. Чтение с указкой 1 установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений 23 Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой Тренировка внимания. 1 установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений 24 Тренировка внимания. Увеличение «пятна ясного видения». Развитие зрительной памяти. 1 установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений 25 Синхронизация обоих полушарий. Тренировка внимания. Увеличение «пятна ясного видения». 1 установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений 26 Увеличение «пятна ясного видения». Быстрое переключение и тренировка внимания. Синхронизация полушарий. 1 установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений ногами тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, «большие и малые числа» прямой порядок-3м «разноцветные числа» (прямой порядок ) чтение с указкой 1 мин «алфавит» прямой порядок с руками и ногами тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, Шульте 5х5 (2 таблицы) чтение с указкой 2 и 3мин Шульте 4х4 (3 таблицы) тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, рисование двумя руками чтение с указкой 3мин «устный счёт» 2 мин «струп-тест» тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, «разноцветные числа» (прямой порядок ) чтение с указкой 2 мин Шульте 5х5 (2 таблицы) лабиринты-2 любых тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, «алфавит» прямой порядок с руками чтение с указкой 2 раза по 3 мин «струп-тест» Шульте 5х5 (2 таблицы) тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, Шульте 5х5 (3 таблицы) «большие и малые числа» прямой порядок-3м 27 Работа с текстами с применением техник скорочтения. 1 28 Контрольный замер скорости чтения. Определение понимания прочитанного. итого 1 рекомендации и советы по оптимальному использованию техник скорочтения при работе с текстом беседа о пользе тренинговых упражнений «алфавит» прямой порядок ( с руками) «струп-тест» чтение текстов и определение понимания прочитанного чтение текста на время, ответы на вопросы по содержанию 28 Тематическое планирование 2 класс (28 часов, 1 час в неделю) № Тема 1 Вводное занятие. Мир общения. Чтение - вот лучшее умение! Игры с буквами и словами. Игра « Первый звук потерялся» 2 Чтение слогов. Работа со скороговорками. Игры «Деда Буквоеда». 3 Игры с буквами. Акросхемы. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата. 4-5 Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка горизонтального движения глаз. Удивительные невидимки звуки. Игра «Подскажи словечко» 6 Занимательные игры со словами. Чтение «марсианского» стихотворения. Весёлые странички. 7 Добрый “волшебник” – Ударение. Попробуй изменить ударение. 8 Играем в прятки с буквами. Игра «Да и нет». Составление рассказа на запоминание. 9 Разгадываем ребусы. Загадки. Шарады из слов. 10 Игры с буквами и словами. Игра « Первый звук потерялся» 11-12 Слова – друзья. Синонимы. Занимательные кроссворды. Ребусы 13-14 «Таблица Шульте». Работа с текстами на время. Отработка ускорения. Упражнение «Корректурная проба. 15 Работа с текстами, используя полную организацию внимания. 16 Работа с разными текстами, используя оперативную память. 17 Работа с текстом. Осмысливание. Работа с карандашом. 18 Текст. Осмысливание. Опорные слова. 19 Текст. Использование «Таблицы Шульте». 20 Слова – спорщики. Антонимы. 21 Одинаково звучащие слова. Амонимы 22 Конструирование смысла текстов. Ассоциативная связь с понятием. 23 24 Занимательные кроссворды. Ребусы 25 Решаем анаграммы. Работа с текстами. Доминанта. 26 Отгадываем загадки. Созерцание зеленой точки. 27 Работа с карандашом и движением рук. 28 Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка горизонтального движения глаз. Итоговое занятие. 3 класс (28 часов, 1 час в неделю) № Тема 1 Вводное занятие. В мире безмолвия и неведомых звуков. 2 В страну слов. Первые встречи. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата. 3 К тайнам волшебных слов. Работа со слогами. 4 Выбор друзей в Стране Слов 5 К несметным сокровищам Станы Слов. 6 Чудесные превращения слов. Чтение «марсианского» стихотворения. 7 В гости к Алфавиту. Работа со слогами. 6-9 Текст. Использование «Таблицы Шульте». 10 Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка горизонтального движения глаз. 11-12 Работа с текстом. Доминанта. 13 Работа с текстом. Созерцание зелёной точки. 14 В Страну Слогов. Чтение «марсианского» стихотворения. 15 Неожиданная остановка в пути. Работа с текстом на время 16-17 Упражнение на развитие слуховой памяти. Составление рассказа на запоминание. 18 На карнавале слов. Работа с «Таблицами Шульте». 19 В Театре близнецов. Работа с текстом на время 20 Упражнение «Корректурная проба. 21 Следопыты развлекают гостей. 22-23 В Клубе весёлых человечков. 24 К словам – родственникам. Почему их так назвали? 25 Занимательные кроссворды. Ребусы 26 Текст. Осмысливание. Опорные слова. 27 28 Работа с двухминутным текстом. Итоговое занятие. 4 класс (28 часов, 1 час в неделю) № Тема 1 Вводное занятие. Особенности традиционных методов чтения. 2 Чтение простейших слогов. Работа с таблицами по цифрам и алфавиту. 3 Работа с текстами на время. Отработка ускорения. 4 Работа с текстами, используя полную организацию внимания. 5 Работа с разными текстами, используя оперативную память. 6 Работа с текстом. Осмысливание. Работа с карандашом. 7 Текст. Осмысливание. Опорные слова. 8 Текст. Использование «Таблицы Шульте». Поиск цифр и букв Подготовительный этап. 9 Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка горизонтального движения глаз. 10 Работа с текстом. Доминанта. 11 Работа с текстом. Созерцание зелёной точки. 12 Чтение текстов с одновременным выстукиванием ритма. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) 13 Работа с текстами по интегральному алгоритму. Зрительное видение названия текста, автора, основное содержание страницы. 14 Работа с алгоритмами и умением заполнять все блоки. 15 Работа с текстами. Знакомство с фильтрацией, ключевыми словами, смысловыми рядами. Доминанта. 16 Закрепление полученных приемов чтения. 17 Чтение текстов с одновременным выстукиванием ритма. 18 Работа с карандашом и движением рук. 19 Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка горизонтального движения глаз. 20 Работа с текстами. Доминанта. Созерцание зеленой точки. 21 Конструирование смысла текстов. Ассоциативная связь с понятием. 22 Чтение текстов, используя «Метод штурма» и вертикальные линии. 23-24 Работа с текстами. Два способа организации внимания. Непроизвольное внимание. 25 Работа с текстами. Два способа организации внимания. Произвольное внимание. 26-27 Работа с текстом, используя оперативную память, осмысливание текстов. 28 Работа с двухминутным текстом. Закрепление. Отработка. Итоговое занятие.