Содержание
1. Планируемые результаты освоения
общеразвивающей программы.
2. Учебно-тематический план.
3. Содержание программы.
дополнительной
общеобразовательной
1. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Реализация программы кружка обеспечивает достижение учащимися начальной школы
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
принятие и освоение социальной роли обучающего, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
формирование уважительного отношения к иному мнению;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково – символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и
оценку событий.
Предметные:
анализировать систему ориентиров на страницах прописей (точка начала движения,
стрелка, указывающая направление движения) и следовать данным ориентирам.
Составлять алгоритм предстоящих действий. Объяснять последовательность своих
действий;
моделировать буквы из набора элементов. Анализировать деформированные буквы и
цифры, определять недостающие элементы, реконструировать буквы;
группировать буквы по разным основаниям: по наличию в них определённых элементов,
по сходству, обозначаемых ими звуков;
осознавать смысл написанного;
контролировать собственное написание, сравнивая его с предложенным образцом.
Контролировать этапы своей работы при списывании. Принимать участие в обсуждении
критериев для оценивания написанного. Оценивать собственное написание с учётом
выработанных критериев (разборчивое, аккуратное начертание букв).
2. Учебно-тематический план
2 класс
Название темы
№
п\п
1
Ориентирование на листе бумаги.Повторение основных
элементов букв. Алфавит. Штриховка. Солнышко свети!
Большие и малые наклонные линии. Группа букв п, т, н, ю, к,
ж. Штриховка. Мой дом.
Короткая наклонная линия. Штриховка. Жаркая пора.
2
3
Количество
часов
1
1
1
Длинная наклонная линия. Группа букв Т, П, Ж, И, Ш, .
Штриховка. Фонари – фонарики.
Группа букв Л, л, М, м, Я, я. Штриховка. Мудрая голова.
1
1
8
Длинная наклонная линия с закруглением вправо. Группа букв
Ч, И, Ш. Штриховка. Дружные ребята.
Длинная наклонная линия с петлей внизу. Группа букв В, Н,
Ю, К, Б, у, д, з. Бумажный змей.
Соединения букв. Рукодельницы
9
Длинная наклонная линия с петлей вверху. В поле.
1
4
5
6
7
1
1
1
10
. Длинная наклонная с закруглением вверху. Группа букв У, Ч,
1
11
. Соединения букв. Цирковой номер.
1
12
. Длинная наклонная линия с закруглением внизу. Буквы И, Ш,
1
13
. Наклонная линия, уходящая вправо. Группа букв Л, М, А, Я.
1
14
. Соединения букв. Ярмарка.
1
15
. Верхний элемент букв Г, П, Т, Р. Игры во дворе.
И, Ц, Ш, Щ. У реки.
.
Щ. Соединения букв. Шарик.
Луна – парк.
.
1
.
16
. Определение места написания элементов букв в средней части
1
18
широкой рабочей строки. Буквы Б, Н, К. Веселье.
. Буквы К, Н, Ю. Клубок.
.
. Буквы О, о, Ю, ю, соединения с ними. Озорные клоуны
19
. Буквы Е, З, соединения с ними. Еловый лес.
20
. Буквы С, Э, Х, Ж. Сувенир.
21
. Соединения с буквами С, Э, Х, Ж. Рыжий кот.
22
. Буквы Я, я, соединения. Яшин друг.
23
. Длинная наклонная с закруглением внизу. Сравнение букв С Э,
1
24
. Повторение элементов. Угадывание букв. Сестры.
1
17
1
1
1
.
1
.
1
.
1
.
Д. Свежий ветер.
.
25
. Повторение написания заглавных букв, соединений с ними.
Верный друг. Под зонтом.
1
26
27
28
. Повторение написания заглавных букв, соединений с ними.
. Новый вид разлиновки тетради. Определение места букв в
строке. Ласточки появились.
. Письмо строчных и заглавных букв, соединений, слов,
предложений. Детям на радость.
. Праздничное занятие «Король письма»
1
1
1
класс
3
№
п\п
1
Название темы
Количество
часов
1
5
Ориентирование на листе бумаги. Большие и малые наклонные
линии. Повторение элементов букв. Короткая наклонная с
закруглением вправо. Поэтическая страничка. С. Есенин.
Повторение элементов букв. Короткая наклонная с
закруглением вверху и внизу. Поэтическая страничка. И.
Никитин.
Повторение элементов букв. Длинная наклонная линия.
Осенняя проза. М. Пришвин.
Прописывание текста с соблюдением всех каллиграфических
норм. Поэтическая страничка. Ф. Тютчев.
Соединения букв. Пословицы
6
Соединения букв. Поэтическая страничка. А. Пушкин.
1
7
Соединения букв. Загадки.
1
8
Прописывание текста с соблюдением всех каллиграфических
норм. Поэтическая страничка. Осень.
Соединения букв. Русские народные сказки.
1
2
3
4
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
. Соединения букв в словах. Сказки. А. Толстой.
.
. Прописывание слов, предложений по образцу. Сказки. П.
Ершов.
. Списывание текста с образца. Поэтическая страничка. Е.
Баратынский.
. Списывание текста с образца. Поэтическая страничка.
Авторские сказки.
. Соединения букв. Скороговорки.
.
. Прописывание слов, предложений по образцу .Слон. А.
Куприн.
. Прописывание слов, предложений по образцу. Поэтическая
страничка. К. Бальмонт.
. Повторение элементов букв. Поэтическая страничка. Н.
Хвостов.
. Повторение элементов букв. Конструирование букв.
.
. Прописывание слов, предложений по образцу. Поэтическая
страничка. А. Фет.
. Повторение элементов букв. Зимняя сказочка.
.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
. Повторение элементов букв. Загадки.
1
.
22
. Прописывание слов, предложений по образцу. Поэтическая
1
23
. Прописывание слов, предложений по образцу. Поэтическая
1
страничка. Н. Некрасов.1
24
25
26
27
28
страничка. А. Майков.
. Списывание предложений с образца
.
. Прописывание слов, предложений по образцу. Поэтическая
страничка. А. Плещеев.
. Списывание предложений с образца
.
. Конструирование букв из элементов.
.
. Проверка скорописи. Игры «Поле чудес», «Разведчики».
. Праздничное занятие «Король письма»
1
1
1
1
1
класс
4
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
Название темы
Ориентирование на листе бумаги. Большие и малые наклонные
линии. Повторение элементов букв. Короткая наклонная с
закруглением вправо. Сочетания жи-ши, чу-щу.
. Повторение элементов букв. Короткая наклонная с
закруглением вверху и внизу. Правописание безударных
гласных в корне слова.
Повторение элементов букв. Длинная наклонная линия.
Мягкий знак – показатель мягкости.
Прописывание текста с соблюдением всех каллиграфических
норм. Парные согласные в слабой позиции.
Соединения букв. Правописание –о, -е после шипящих в корне
слова.
Соединения букв. Правописание согласных в корне слова.
Соединения букв. Вспоминаем правила переноса.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
10
Прописывание текста с соблюдением всех каллиграфических
норм. Удвоенная согласная в слове.
. Соединения букв. Правописание безударных гласных в корне
слова.
. Соединения букв в словах. Правописание суффиксов.
11
. Прописывание слов, предложений по образцу. Падежные
1
12
. Списывание текста с образца. Правописание приставок.
1
13
. Списывание текста с образца. Правописание слов с
1
14
. Соединения букв. Правописание безударных гласных в корне
1
8
9
15
16
окончания имен существительных.
соединительными гласными – о, - е.
слова.
. Прописывание слов, предложений по образцу. Знаки
препинания в предложениях с однородными членами.
. Прописывание слов, предложений по образцу. Падежные
окончания имен прилагательных.
1
1
1
1
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
. Повторение элементов букв. Правописание –тся, -ться в
глаголах.
. Повторение элементов букв. Конструирование букв. Личные
окончания глаголов.
. Прописывание слов, предложений по образцу. Не с глаголами.
1
1
1
. Повторение элементов букв. Написание –Ь в именах
существительных после шипящих.
. Повторение элементов букв. Правописание словарных слов.
1
. Прописывание слов, предложений по образцу. Чередование –
о, -е в корне.
. Прописывание слов, предложений по образцу. Буквы –з, -с в
приставках.
. Списывание предложений с образца. Чередование –е, -и в
корне.
. Прописывание слов, предложений по образцу. Тире между
подлежащим и сказуемым.
. Списывание предложений с образца. Правописание
безударных гласных в корне слова.
. Конструирование букв из элементов. Правописание словарных
слов.
. Проверка скорописи. Игры «Поле чудес», «Разведчики».
. Праздничное занятие «Король письма»
1
1
1
1
1
1
1
1
3. Содержание программы:
Рабочая программа к курсу «Каллиграфия и грамотность» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, на основе авторских методик педагогов дополнительного
образования
высшей
категории
О.В.Лысенко,
В.А.Илюхиной.
Программа предназначена для учащихся 2 – 4 классов
Цель программы:
Формирование основ осознанного правильного каллиграфического письма, повышение
орфографической зоркости, отработка скорописи.
Задачи программы:
Обучающие:
Учить писать быстро, правильно, красиво.
Формировать гигиену письма; умение ориентироваться на листе бумаги, умение
проводить графический анализ буквы.
Развивающие:
Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
Развивать мелкую моторику пальцев рук, наблюдательность, культуру речи; творческое
мышление и образное воображение, познавательные возможности детей.
Воспитательные:
Воспитывать прилежание, аккуратность, усидчивость, сдержанность, трудолюбие,
положительного отношения к процессу письма.
Прививать любовь к русскому языку, литературе, желание успешно учиться.
Организация работы по каллиграфии направлена на совершенствование основных
общеучебных навыков: грамотного письма, беглого и осознанного чтения, правильного
написания элементов каллиграфии.
Основные методические приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма:
1) Первостепенное значение при обучении каллиграфии имеют показ учителем процесса
письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого
показа.
2) Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в
тетради. Приём основан на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма.
3) Копировальный способ следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение
образца осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже
видения формы буквы. Важно, чтобы копирование осуществлялось как письмо
правильными движениями, так как в противном случае копирование не даёт нужного
эффекта и может привести к закреплению неправильных движений.
4) Воображаемое письмо, или письмо в воздухе заключается в опоре учащихся на
двигательные ощущения и на зрительно воспринимаемый образец.
5) Анализ формы букв, который может осуществляться разными способами. Можно
анализировать формы буквы, раскладывать её на составляющие, зрительно выделяемые
элементы.
6) Письмо под счёт, или в такт счёту способствует выработке плавного, ритмичного
письма в определённом темпе.
Место курса в учебном плане.
Программа по каллиграфии рассчитана на проведение занятий с учащимися 2 - 4 класса.
Занятия проводятся 1 раз в неделю – 28 часа в год.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)