Содержание 1. Планируемые результаты освоения общеразвивающей программы. 2. Учебно-тематический план. 3. Содержание программы. дополнительной общеобразовательной 1. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Личностные, метапредметные и предметные результаты. Реализация программы кружка обеспечивает достижение учащимися начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; принятие и освоение социальной роли обучающего, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий. Предметные: анализировать систему ориентиров на страницах прописей (точка начала движения, стрелка, указывающая направление движения) и следовать данным ориентирам. Составлять алгоритм предстоящих действий. Объяснять последовательность своих действий; моделировать буквы из набора элементов. Анализировать деформированные буквы и цифры, определять недостающие элементы, реконструировать буквы; группировать буквы по разным основаниям: по наличию в них определённых элементов, по сходству, обозначаемых ими звуков; осознавать смысл написанного; контролировать собственное написание, сравнивая его с предложенным образцом. Контролировать этапы своей работы при списывании. Принимать участие в обсуждении критериев для оценивания написанного. Оценивать собственное написание с учётом выработанных критериев (разборчивое, аккуратное начертание букв). 2. Учебно-тематический план 2 класс Название темы № п\п 1 Ориентирование на листе бумаги.Повторение основных элементов букв. Алфавит. Штриховка. Солнышко свети! Большие и малые наклонные линии. Группа букв п, т, н, ю, к, ж. Штриховка. Мой дом. Короткая наклонная линия. Штриховка. Жаркая пора. 2 3 Количество часов 1 1 1 Длинная наклонная линия. Группа букв Т, П, Ж, И, Ш, . Штриховка. Фонари – фонарики. Группа букв Л, л, М, м, Я, я. Штриховка. Мудрая голова. 1 1 8 Длинная наклонная линия с закруглением вправо. Группа букв Ч, И, Ш. Штриховка. Дружные ребята. Длинная наклонная линия с петлей внизу. Группа букв В, Н, Ю, К, Б, у, д, з. Бумажный змей. Соединения букв. Рукодельницы 9 Длинная наклонная линия с петлей вверху. В поле. 1 4 5 6 7 1 1 1 10 . Длинная наклонная с закруглением вверху. Группа букв У, Ч, 1 11 . Соединения букв. Цирковой номер. 1 12 . Длинная наклонная линия с закруглением внизу. Буквы И, Ш, 1 13 . Наклонная линия, уходящая вправо. Группа букв Л, М, А, Я. 1 14 . Соединения букв. Ярмарка. 1 15 . Верхний элемент букв Г, П, Т, Р. Игры во дворе. И, Ц, Ш, Щ. У реки. . Щ. Соединения букв. Шарик. Луна – парк. . 1 . 16 . Определение места написания элементов букв в средней части 1 18 широкой рабочей строки. Буквы Б, Н, К. Веселье. . Буквы К, Н, Ю. Клубок. . . Буквы О, о, Ю, ю, соединения с ними. Озорные клоуны 19 . Буквы Е, З, соединения с ними. Еловый лес. 20 . Буквы С, Э, Х, Ж. Сувенир. 21 . Соединения с буквами С, Э, Х, Ж. Рыжий кот. 22 . Буквы Я, я, соединения. Яшин друг. 23 . Длинная наклонная с закруглением внизу. Сравнение букв С Э, 1 24 . Повторение элементов. Угадывание букв. Сестры. 1 17 1 1 1 . 1 . 1 . 1 . Д. Свежий ветер. . 25 . Повторение написания заглавных букв, соединений с ними. Верный друг. Под зонтом. 1 26 27 28 . Повторение написания заглавных букв, соединений с ними. . Новый вид разлиновки тетради. Определение места букв в строке. Ласточки появились. . Письмо строчных и заглавных букв, соединений, слов, предложений. Детям на радость. . Праздничное занятие «Король письма» 1 1 1 класс 3 № п\п 1 Название темы Количество часов 1 5 Ориентирование на листе бумаги. Большие и малые наклонные линии. Повторение элементов букв. Короткая наклонная с закруглением вправо. Поэтическая страничка. С. Есенин. Повторение элементов букв. Короткая наклонная с закруглением вверху и внизу. Поэтическая страничка. И. Никитин. Повторение элементов букв. Длинная наклонная линия. Осенняя проза. М. Пришвин. Прописывание текста с соблюдением всех каллиграфических норм. Поэтическая страничка. Ф. Тютчев. Соединения букв. Пословицы 6 Соединения букв. Поэтическая страничка. А. Пушкин. 1 7 Соединения букв. Загадки. 1 8 Прописывание текста с соблюдением всех каллиграфических норм. Поэтическая страничка. Осень. Соединения букв. Русские народные сказки. 1 2 3 4 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 . Соединения букв в словах. Сказки. А. Толстой. . . Прописывание слов, предложений по образцу. Сказки. П. Ершов. . Списывание текста с образца. Поэтическая страничка. Е. Баратынский. . Списывание текста с образца. Поэтическая страничка. Авторские сказки. . Соединения букв. Скороговорки. . . Прописывание слов, предложений по образцу .Слон. А. Куприн. . Прописывание слов, предложений по образцу. Поэтическая страничка. К. Бальмонт. . Повторение элементов букв. Поэтическая страничка. Н. Хвостов. . Повторение элементов букв. Конструирование букв. . . Прописывание слов, предложений по образцу. Поэтическая страничка. А. Фет. . Повторение элементов букв. Зимняя сказочка. . 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 . Повторение элементов букв. Загадки. 1 . 22 . Прописывание слов, предложений по образцу. Поэтическая 1 23 . Прописывание слов, предложений по образцу. Поэтическая 1 страничка. Н. Некрасов.1 24 25 26 27 28 страничка. А. Майков. . Списывание предложений с образца . . Прописывание слов, предложений по образцу. Поэтическая страничка. А. Плещеев. . Списывание предложений с образца . . Конструирование букв из элементов. . . Проверка скорописи. Игры «Поле чудес», «Разведчики». . Праздничное занятие «Король письма» 1 1 1 1 1 класс 4 № п\п 1 2 3 4 5 6 7 Название темы Ориентирование на листе бумаги. Большие и малые наклонные линии. Повторение элементов букв. Короткая наклонная с закруглением вправо. Сочетания жи-ши, чу-щу. . Повторение элементов букв. Короткая наклонная с закруглением вверху и внизу. Правописание безударных гласных в корне слова. Повторение элементов букв. Длинная наклонная линия. Мягкий знак – показатель мягкости. Прописывание текста с соблюдением всех каллиграфических норм. Парные согласные в слабой позиции. Соединения букв. Правописание –о, -е после шипящих в корне слова. Соединения букв. Правописание согласных в корне слова. Соединения букв. Вспоминаем правила переноса. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 10 Прописывание текста с соблюдением всех каллиграфических норм. Удвоенная согласная в слове. . Соединения букв. Правописание безударных гласных в корне слова. . Соединения букв в словах. Правописание суффиксов. 11 . Прописывание слов, предложений по образцу. Падежные 1 12 . Списывание текста с образца. Правописание приставок. 1 13 . Списывание текста с образца. Правописание слов с 1 14 . Соединения букв. Правописание безударных гласных в корне 1 8 9 15 16 окончания имен существительных. соединительными гласными – о, - е. слова. . Прописывание слов, предложений по образцу. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. . Прописывание слов, предложений по образцу. Падежные окончания имен прилагательных. 1 1 1 1 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 . Повторение элементов букв. Правописание –тся, -ться в глаголах. . Повторение элементов букв. Конструирование букв. Личные окончания глаголов. . Прописывание слов, предложений по образцу. Не с глаголами. 1 1 1 . Повторение элементов букв. Написание –Ь в именах существительных после шипящих. . Повторение элементов букв. Правописание словарных слов. 1 . Прописывание слов, предложений по образцу. Чередование – о, -е в корне. . Прописывание слов, предложений по образцу. Буквы –з, -с в приставках. . Списывание предложений с образца. Чередование –е, -и в корне. . Прописывание слов, предложений по образцу. Тире между подлежащим и сказуемым. . Списывание предложений с образца. Правописание безударных гласных в корне слова. . Конструирование букв из элементов. Правописание словарных слов. . Проверка скорописи. Игры «Поле чудес», «Разведчики». . Праздничное занятие «Король письма» 1 1 1 1 1 1 1 1 3. Содержание программы: Рабочая программа к курсу «Каллиграфия и грамотность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторских методик педагогов дополнительного образования высшей категории О.В.Лысенко, В.А.Илюхиной. Программа предназначена для учащихся 2 – 4 классов Цель программы: Формирование основ осознанного правильного каллиграфического письма, повышение орфографической зоркости, отработка скорописи. Задачи программы: Обучающие: Учить писать быстро, правильно, красиво. Формировать гигиену письма; умение ориентироваться на листе бумаги, умение проводить графический анализ буквы. Развивающие: Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение). Развивать мелкую моторику пальцев рук, наблюдательность, культуру речи; творческое мышление и образное воображение, познавательные возможности детей. Воспитательные: Воспитывать прилежание, аккуратность, усидчивость, сдержанность, трудолюбие, положительного отношения к процессу письма. Прививать любовь к русскому языку, литературе, желание успешно учиться. Организация работы по каллиграфии направлена на совершенствование основных общеучебных навыков: грамотного письма, беглого и осознанного чтения, правильного написания элементов каллиграфии. Основные методические приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма: 1) Первостепенное значение при обучении каллиграфии имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. 2) Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради. Приём основан на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма. 3) Копировальный способ следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Важно, чтобы копирование осуществлялось как письмо правильными движениями, так как в противном случае копирование не даёт нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений. 4) Воображаемое письмо, или письмо в воздухе заключается в опоре учащихся на двигательные ощущения и на зрительно воспринимаемый образец. 5) Анализ формы букв, который может осуществляться разными способами. Можно анализировать формы буквы, раскладывать её на составляющие, зрительно выделяемые элементы. 6) Письмо под счёт, или в такт счёту способствует выработке плавного, ритмичного письма в определённом темпе. Место курса в учебном плане. Программа по каллиграфии рассчитана на проведение занятий с учащимися 2 - 4 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю – 28 часа в год. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)